Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 января 2015 г. N Г-915-04/2014
Резолютивная часть оглашена 13.01.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Почтовый сервис" (далее - ООО "Почтовый сервис", Общество, Заявитель) на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуги почтовой связи (N извещения 0228100000614000040), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вязниковском районе Владимирской области (далее - УПФР в Вязниковском районе Владимирской области, Заказчик) <_> (выписка из приказа <_>), <_> (доверенность <_>).
ООО "Почтовый Сервис" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило (уведомление N 04/7532-меи от 30.12.2014 г).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
29.12.2014 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Почтовый сервис" на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуги почтовой связи (N извещения 0228100000614000040).
В своей жалобе Заявитель указал следующее.
23 декабря 2014 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вязниковском районе Владимирской области (далее -УПФР в Вязниковском районе Владимирской области) опубликовано извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от 23.12.2014 N0228100000614000040 на право заключения контракта на оказание услуг почтовой связи (код по ОКПД 64.11.12.131 - Услуги по вручению письменной корреспонденции службами разноски и доставки адресату).
Согласно ч. 2 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 44-ФЗ, а также в пункте 8 ст. 42 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 44-ФЗ).
Так, согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 42 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Однако в извещении о проведении вышеуказанной закупки не указан объем закупки (во вкладке "Общая информация" указано количество единиц услуги, равное 1), а также не приложен ни Государственный контракт (Договор), заключаемый с естественным монополистом, ни Техническое задание, ни какой-либо иной документ, что не позволяет судить об условиях оказания закупаемой услуги (нарушен п. 2 ст. 42 44-ФЗ).
В графе "Условия контракта" место оказания услуги указано: Российская Федерация, Владимирская обл, Вязниковский р-н, г.Вязники, ул.Ленина, д.4б, что не может являться местом обработки, хранения, пересылки, доставки (вручения) письменной корреспонденции, что также свидетельствует о нарушении п. 2 ст. 42 44-ФЗ.
В извещении о проведении закупки не указаны, а также не сформированы в виде приложений краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 44-ФЗ (п. 2 ст. 42 44-ФЗ), а также в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ в описании объекта закупки не указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, что не позволяет судить о правомерности закупки данного вида услуг у естественного монополиста.
Так, по состоянию на данный момент ФГУП "Почта России" включено в реестр субъектов естественных монополий приказом от 23.08.2005 г. N 394-с.
В соответствии с п. 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637, подобной услугой является пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
На основании вышеизложенного, ФГУП "Почта России" является естественным монополистом именно в сфере пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Однако условиями Государственного контракта может быть предусмотрено пересылка почтовых отправлений, услуги по пересылке которых не могут закупаться монопольно, (посылок, уведомлений о вручении, международных почтовых отправлений), оказание ряда дополнительных услуг, как-то: франкирование письменной корреспонденции, обслуживание франкировальной машины, предоставление упаковки (конверта) для корреспонденции, забор корреспонденции у Заказчика, подготовка Исполнителем реестра полученной корреспонденции, оформление уведомлений о вручении регистрируемой почтовой корреспонденции, оформление штрихового кода на всю корреспонденцию, предоставление интернет отслеживания на всю корреспонденцию, доставку письма адресату, доставка уведомления о вручении письма отправителю (уведомления и посылки не входят в перечень внутренней письменной корреспонденции согласно абз. 20 ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"), возврат неврученной корреспонденции, предоставление отчета о доставленной корреспонденции.
Это подтверждается также указанным Заказчиком ОКПД 64.11.12.131 - Услуги по вручению письменной корреспонденции службами разноски и доставки адресату, что означает, что закупаемая услуга оказывается службами доставки и разноски, но не монополистом в сфере оказания услуг почтовой связи.
Таким образом, во-первых, в данном случае не указаны виды почтовых отправлений, услуги по пересылке которых закупаются, во-вторых, могут закупаться услуги, не относящиеся к сфере действия естественной монополии ФГУП "Почта России", в-третьих, неверно определен круг субъектов, оказывающих закупаемую услугу.
В таком случае, комплексная услуга почтовой связи не будет относиться к сфере услуг естественного монополиста (пересылка внутренней письменной корреспонденции).
Аналогичная позиция поддерживается Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2013 по делу N А45-18343/2012, Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2013 N А09-85554/2013.
В соответствии с п. 2 ст. 42 44-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны данные о количестве закупаемого товара, работы, услуги.
Однако в извещении N 0228100000614000040 количество единиц закупаемой услуги указано: "1" (графа "Информация об объекте закупки"), при этом цена за единицу измерения, согласно данного Извещения, составляет соответственно 729500,00 руб., что свидетельствует либо о неверном указании количества единиц закупаемой услуги, либо о закупке данной услуге по цене, превышающей установленные Федеральной службой по тарифам Российской Федерации тарифы на услуги естественного монополиста.
Заказчиком в графе Извещения "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 6 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)" указано: "нет ограничений", что также не соответствует действительности и является нарушением п. 4 ст. 42 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 42 44-ФЗ в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Однако в нарушение 44-ФЗ оспариваемое извещение подобного указания не содержит.
Ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений.
В соответствии с размещенным извещением, единственным оператором почтовой связи, который сможет исполнять условия Государственного контракта, являющиеся предметом спорной закупки, является ФГУП "Почта России".
Таким образом, избрание именно такой формы закупки может привести к ограничению конкуренции и недопущению операторов почтовой связи к участию в закупке, предметом которой является оказание услуг почтовой связи для нужд УПФР в Вязниковском районе Владимирской области.
Представители Заказчика по доводам жалобы пояснили следующее.
УПФР в Вязниковском районе Владимирской области принято решение на закупку у единственного поставщика знаков почтовой оплаты (почтовых марок и маркированных конвертов), что не противоречит Закону о контрактной системе в сфере закупок.
Однако в извещении о проведении данной закупки предмет закупки был указан не корректно, а как "услуги почтовой связи", которые включают в себя и другие услуги, в предоставлении которых "Почта России" не является естественным монополистом.
Действия работника контрактной службы УПФР в Вязниковском районе Владимирской области <_>, ответственного за размещение информации о закупках на официальной сайте, признаны не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик признает, что в извещении о проведении закупки предмет закупки был указан некорректно.
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вязниковском районе Владимирской области считает жалобу ООО "Почтовый Сервис" на действия заказчика по осуществлению закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуги почтовой связи (N извещения 0228100000614000040) обоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Объектом закупки является оказание услуги почтовой связи.
Заказчик принял решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 п. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.1 п. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик может осуществлять закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии с п.25 Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.
Заказчиком было принято решение на закупку у единственного поставщика знаков почтовой оплаты (почтовых марок и маркированных конвертов), т.е. под объектом закупки УПФР в Вязниковском районе Владимирской области подразумевало закупку почтовых марок и маркированных конвертов. Однако в Извещении о проведении данной закупки предмет закупки был указан, как "услуги почтовой связи".
Согласно ст. 2 Федерального закона о почтовой связи, под услугами почтовой связи подразумеваются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Таким образом, исходя из описания объекта закупки и норм действующего законодательства следует, что заказчиком неверно выбран способ определения поставщика.
В соответствии с ч.2 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч.1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать следующую информацию, указанную в п.1, 2, 4 ст.42 настоящего Федерального закона, а также в п.8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 настоящего Федерального закона):
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 настоящего Федерального закона.
Однако положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что заказчик к извещению о проведении закупки у единственного поставщика должен прилагать государственный контракт.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Почтовый сервис" на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуги почтовой связи (N извещения 0228100000614000040), по доводам, указанным в ней, частично обоснованной (в части принятия неправомерного решения о способе отбора поставщика).
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 января 2015 г. N Г-915-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2015