Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 12 марта 2015 г.
Дата оглашения решения: 12 марта 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 17 марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии: Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Сергеевой О.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Чиркуновой А.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" (далее - Заказчик): Абрамова Александра Николаевича (доверенность от 12.03.2015),
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган): Давыдовой Юлии Владимировны (доверенность N 7 от 19.02.2015), Чаплыгиной Анны Михайловны (доверенность N 12 от 11 марта 2015),
в отсутствие представителей ООО "С-ФАРМ" (далее - Заявитель, Победитель): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, но представителей на заседание Комиссии Ивановского УФАС России не направили,
УСТАНОВИЛА:
04.03.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "С-ФАРМ" на действия Заказчика - ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку лекарственных средств тормозящих свертываемость крови (фондапаринукс натрия) (извещение N 0133200001715000146).
Заявитель считает, что Заказчиком на этапе заключения контракта на поставку лекарственных средств тормозящих свертываемость крови были допущены нарушения ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также п. 8 Приказа Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
Из содержания жалобы следует, что ООО "С-ФАРМ" является победителем электронного аукциона N 0133200001715000146 с итоговым предложением по цене контракта - 1 462 395, 11 рублей. Заказчиком на официальном сайте РФ размещен проект контракта с применением преференций на основании Приказа N 155, и цена в проекте контракта снижена на 15%. По мнению Заявителя, применение преференций в рассматриваемом случае является незаконным, в связи с тем, что закупаемый лекарственный препарат на территории Российской Федерации не производится, следовательно, является препаратом исключительно иностранного происхождения.
Из письменных пояснений ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" следует, что первоначально Заказчик обладал информацией, что в государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано три регистрационных удостоверения, и странами юридического лица, на которые выданы регистрационные удостоверения, являются: Франция, Ирландия и Россия.
При детальном изучении вопроса Заказчик пришел к выводу что, препарат с международным непатентованным наименованием "фондапаринукс натрия" с торговым наименованием "Арикстра" производится, упаковывается и ввозится на территорию Российской Федерации из иностранных государств.
Из письменных пояснений Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области следует, что участником аукциона с порядковым номером заявки 1 в составе заявки с помощью функционала площадки продекларирована страна происхождения - Россия. Участником с порядковым номером 2 в составе заявки продекларирована страна происхождения - Франция. Таким образом, участник с порядковым номером заявки 1 заявил требование о предоставлении преференции в соответствии с Приказом N 155.
Во исполнение п. 9 Приказа N 155 и п. 6.4. раздела I "Условия проведения аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе установлена ответственность участника за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанных в заявке на участие в аукционе несет участник закупки. Действующим законодательством аукционной комиссии и заказчику не представлено право игнорировать факт декларации участником его права на применение преференций.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.01.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133200001715000146 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств тормозящих свертываемость крови (фондапаринукс натрия).
Статьей 14 Закона о контрактной системе, Приказом N 155 определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе препаратов фармацевтических, продуктов медицинских химических и продуктов лекарственных растительных (код по ОКПД 24.4).
В пп. 52 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" определены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Приказом N 155.
Пунктом 3 Приказа N 155 предусмотрено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 % в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 указанного приказа.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 указанного приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены контракта.
В разделе III "Спецификация" документации об электронном аукционе к поставке определен следующий товар:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, форма выпуска, дозировка |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Фондапаринукс натрия |
Раствор для подкожного и внутривенного введения 2,5 мг/0,5 мл шприцы N10 |
уп. |
230 |
По данным государственного реестра лекарственных средств на территории Российской Федерации зарегистрирован единственный лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "фондапаринукс натрия" - это лекарственный препарат с торговым наименованием "Арикстра".
Также согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств (grls.rosminzdrav.ru) странами юридического лица, на которое выдано регистрационное удостоверение являются: Франция, Россия, Ирландия.
Однако при детальном рассмотрении регистрационных удостоверений установлено, что страной-производителем рассматриваемого лекарственного препарата является Франция, в которой осуществляются все стадии производства лекарственного препарата с торговым наименованием "Арикстра".
Данный факт в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Уполномоченным органом не оспаривался, следовательно, доказательств опровергающих указанный вывод представлено не было. Тогда как из письменных пояснений Заказчика следует, что ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" согласна, что препарат с международным непатентованным наименованием "фондапаринукс натрия" с торговым наименованием "Арикстра" производится только на территории иностранных государств.
Из вышеизложенного следует, что ни одна заявка на участие в настоящем аукционе не могла содержать предложений о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
Однако, в соответствии со сведениями представленными участником закупки ООО "Аптека Центральная" (порядковый номер 1) в первой части заявки, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, наименование страны происхождения товара, предлагаемого участником к поставке лекарственного препарата с торговым наименованием "Арикстра" является Россия. Указание в первой части заявки наименование страны происхождения товара Россия в рассматриваемом случае является предоставлением недостоверной информации. Следовательно, указанный участник при подаче заявки, на участие в указанном электронном аукционе с помощью функционала площадки некорректно указал, что имеет право на применение в отношении него преференций в соответствии с положениями Приказа N 155.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе у комиссии по осуществлению закупок отсутствует обязанность по проверке представленных в заявке участников сведений.
Также из п. 9 Приказа N 155 следует, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.
Указанное положение также продекларировано в п. 6.4 раздела I "Условия проведения аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе.
Из вышеизложенного следует, что со стороны Уполномоченного органа нарушений действующего законодательства Российской Федерации допущено не было.
В соответствии с пп. "в" п. 8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Согласно п. 9 Приказа N 155 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза_
Как выяснилось в ходе рассмотрения жалобы по существу лекарственный препарат, являющейся предметом указанной закупки может быть произведен только во Франции.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что в рассматриваемом ситуации преференции, предусмотренные приказом N 155, не могут быть применены, в связи с тем, что в заявках, поданных на участие в электронном аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения.
В соответствии с нормами Приказа решение вопроса о применении преференции к цене контракта принимает Заказчик при заключении контракта.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0133200001715000146 от 16.02.2015 самое низкое предложение о цене контракта сделал участник закупки под порядковым номером N 2 (ООО "С-ФАРМ"). Цена контракта, предложенная данным участником, составила 1 462 395, 11 рублей.
Согласно протоколу N 0133200001715000146-3/281.1 от 18.02.2015 в результате рассмотрения вторых частей заявок Победителем признано ООО "С-ФАРМ".
В связи с тем, что применение преференций в отношении Заявителя в рассматриваемом случае, является незаконным, то контракт между Победителем и Заказчиком должен быть заключен по цене, предложенной ООО "С-ФАРМ" в ходе проведения аукциона.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что при принятии решения о применении преференций в соответствии с Приказом N 155 в отношении цены контракта, предложенной ООО "С-ФАРМ", Заказчиком нарушены ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе и пп. "в" п. 8 Приказа 155.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "С-ФАРМ" на действия Заказчика - ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку лекарственных средств тормозящих свертываемость крови (фондапаринукс натрия) (извещение N 0133200001715000146) обоснованной.
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ________________________ А.В. Боровков
Члены Комиссии: _________________________ К.С. Горячева
_________________________ О.О. Сергеева
_________________________ А.К. Чиркунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 12 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2015