Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 февраля 2015 г. N 70
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: Председатель Комиссии: ******, при участии представителя ООО "Стройсредмаш" ******, представителей УФМС России по Иркутской области ****** рассмотрев жалобу ООО "Стройсредмаш", в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройсредмаш" (далее по тексту заявитель) на действия Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, связанные с объявлением открытого аукциона в электронной форме (Nизвещения 0134100012515000010) на выполнение работ по реконструкции административного здания для размещения отделов УФМС России по Иркутской области в г. Иркутск в соответствием с техническим заданием (далее по тексту открытый аукцион). Заявитель не согласен с требованиями заказчика к участникам установленными в п.22 информационной карты о предоставлении действующей лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Заявитель считает, что для осуществления данной деятельности достаточно свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. Заявитель также считает незаконным об установлении в п.22 информационной карты документации об аукционе требования о предоставлении действующей лицензии ФСБ России, поскольку в документации отсутствует указание об использовании заказчиком сведений составляющих государственную тайну.
Заказчик представил возражения по существу доводов заявителя, не согласился с позицией заявителя, указывает, что требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России, предусмотрено в соответствии с постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". Требование о предоставлении лицензии ФСБ России установлено на основании Закона РФ от 27.07.1993 г N5485-1 "О государственной тайне", в связи с размещением в административном здании заказчика режимного помещения, рядом иных нормативных документов в области защиты государственной тайны.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
26.01.2015 г. заказчиком на официальном сайте РФ размещена документация об открытом аукционе в электронной форме (Nизвещения 0134100012515000010) на выполнение работ по реконструкции административного здания для размещения отделов УФМС России по Иркутской области в г. Иркутск в соответствием с техническим заданием. 09.02.2015 г. и 11.02.2015 г. заказчиком внесены изменения в извещение и документацию об аукционе. В п.22 информационной карты документации об аукционе к участникам закупки установлено требование о наличии действующей лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, одним из обязательных требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, является соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Следовательно, требования о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предъявляются непосредственно к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Предметом открытого аукциона являются выполнение работ по реконструкции административного здания для размещения отделов УФМС России по Иркутской области в г. Иркутск в соответствием с техническим заданием.
Информационной картой документации об открытом аукционе установлено требование к участникам размещения заказа, а именно:
- наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: с обязательным наличием - к работам по организации строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624;
- наличие действующей лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с законодательством о лицензировании Российской Федерации ряд работ могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией, в частности, согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к таковым относятся работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые входят в состав работ, утвержденных в приложенных к документации об аукционе проектных документах.
Таким образом, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - это работы, производство которых регламентируется разными нормативно-правовыми актами (работы по строительству - Градостроительный кодекс РФ, работы по пожарной безопасности - Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 г.).
Следовательно, наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства не дает право выполнять работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и наоборот.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.12.2010 г. N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, требование заказчика о необходимости наличия у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не противоречит требованиям ст. ст. 31, 33 64 Закона о контрактной системе.
Пунктом 22 информационной карты документации об аукционе заказчиком к участникам установлено требование о наличии действующей лицензии ФСБ России.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" Федеральная миграционная служба России относится к государственным органам и организациям, наделенным полномочиями по распоряжению следующими сведениями, отнесенными к государственной тайне: сведения о степени обеспечения безопасности населения; сведения по вопросам внешней политики, внешней торговли, научно-технических связей, раскрывающие стратегию, тактику внешней политики Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; сведения о переговорах между представителями Российской Федерации и представителями других государств о выработке единой принципиальной позиции в международных отношениях, если, по мнению участников переговоров, разглашении этих сведений может нанести ущерб безопасности Российской Федерации и других государств; сведения о подготовке, заключении, ратификации, подготовке денонсации, содержании или выполнении договоров, конвенций, соглашений с иностранными государствами, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; сведения о методах и способах защиты паспортов, иных изделий или полиграфической продукции, изготавливаемых по заказу ФМС России, от подделок, методах проверки их подлинности, предназначенных только для представителей ФМС России, МВД России, ФСБ России.
В соответствии с пунктом 15.21 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Иркутской области, утвержденного приказом ФМС России от 02.12.2013 N 630, УФМС России по Иркутской области "осуществляет защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и меры, связанные с допуском сотрудников, гражданских служащих и работников территориального органа к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну".
Межведомственной комиссией по защите государственной тайны от 21 января 2014 года N 199, действующей на основании Положения о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286, в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", одобрены "Типовые нормы и правила проектирования помещений для хранения носителей сведений, составляющих государственную тайну, и работы с ними".
В соответствии с абз. 1 статьи 27 Закона РФ от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с частью 2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 333 от 15 апреля 1995 г., органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы.
Одним из обязательств подрядчика является осуществление мероприятий в области защиты государственной тайны, а именно реконструкция административного здания, в котором находится режимная комната. Для осуществления указанной деятельности подрядчик обязан ознакомиться с Постановлением Правительства от 05.01.2004 N 3-1 "Инструкция по обеспечению режима секретности Российской Федерации". Право на ознакомление с указанной инструкции имеет исключительно лицо, имеющее лицензию ФСБ на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, требование заказчика о наличии у участника закупки лицензии ФСБ на осуществление деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является обоснованным.
С учетом установленных обстоятельств Комиссия Иркутского УФАС России не находит нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройсредмаш" необоснованной.
2. Направить копию решения заявителю, заказчику.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 февраля 2015 г. N 70
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2015