Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 марта 2015 г. N 106
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель Комиссии: <_..>,
Члены Комиссии: <_..>,
при участии представителей заказчика - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области <_..>; представителя Уполномоченного органа- Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области <_..>; в отсутствии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ХолидейМАКС", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу, а также заявившего ходатайство (вх. рег. N2943 от 18.03.2015) о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ХолидейМАКС" (далее - Общество, заявитель, ООО "ХолидейМАКС") на действия Заказчика - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство, Заказчик) связанные с проведением электронного аукциона на право заключения контракта на поставку путевок на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей одиноких родителей, детей из многодетных семей, в детских оздоровительных лагерях (реестровый N 0134200000115000065) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Иркутского УФАС России 13.03.2015 г. поступила жалоба Общества. Заявитель считает, что Заказчик необоснованно признал его уклонившимся, так как не подписание контракта по результатам проведенного Аукциона продиктовано исключительно недобросовестными действиями Заказчика, а не Общества. ООО "ХолидейМАКС" сообщает, что предпринимало активные попытки согласовать с Заказчиком текст контракта, направляло протоколы разногласий, внесло денежные средства в качестве обеспечения обязательств по контракту, что подтверждается платежным поручением N97 от 20.02.2015 г.. В свою очередь Заказчик, по мнению заявителя, последовательно игнорировал протоколы разногласий, не подготовил проект контракта, в соответствии с требованиями документации и сведениями, предоставленными участником.
Также, в своей жалобе Общество указывает, что не согласно с установленным в ч.4 ст.528 Гражданского Кодекса РФ 20-дневным сроком, заключения контракта, в связи с тем что, контракт заключаемый по итогам Аукциона не является контрактом, заключаемым по результатам торгов на размещение заказа. Действующим законодательством о закупках не предусмотрено термина "размещение заказа", ввиду чего 20-дневное ограничение на заключение контракта не может действовать. И напротив, положениями ч.1-3 ст.528 Гражданского Кодекса РФ регламентируется общий порядок заключения государственных и муниципальных контрактов, в 30-дневный срок. По мнению Общества, площадка неправомерно заблокировала возможность подписания контракта по истечении 20-дневного срока, что не позволило сторонам согласовать окончательный вариант контракта.
Заявитель просит признать Заказчика нарушившим положения ст.70 Федерального закона N 44-ФЗ, выдать Заказчику предписание о заключении контракта по итогам Аукциона.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу Общества, в соответствии с которыми сообщает, что со стороны Министерства нарушений положений ст.70 Федерального закона N 44-ФЗ не допущено. Заказчик в установленные ст.70 Федерального закона N 44-ФЗ сроки разместил в информационной системе проект контракта, рассмотрел размещенные заявителем в единой информационной системе протоколы разногласий с учетом всех замечаний ООО "ХолидейМАКС" к положениям проекта контракта. Министерство просит признать жалобу Общества необоснованной.
Уполномоченным органом - Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области представлены письменные возражения на жалобу Общества, в которых указывает, что Заказчик правомерно признал Общество уклонившемся от заключения контракта, так как ООО "ХолидейМАКС" не направил Заказчику в предусмотренные ст.70 Федерального закона N 44-ФЗ сроки подписанный проект контракта. Уполномоченный орган просит признать жалобу Общества необоснованной.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все имеющиеся материалы, доводы жалобы заявителя, возражения Заказчика установила следующее.
Заказчиком 22.01.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N0134200000115000065 и документация об аукционе в электронной форме на поставку путевок на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей одиноких родителей, детей из многодетных семей, в детских оздоровительных лагерях (далее - документация об Аукционе).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки электронного аукциона 0134200000115000065 от 06.02.2015 г. Аукцион признан несостоявшимся на основании ч.16 ст.66 Федеральный закон N 44-ФЗ, так как была подана только одна заявка от ООО "ХолидейМАКС", которая была признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимся установлены в ст. 71 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в силу п.4 ч.1 ст. 71 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона.
Часть 2 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно представленным Заказчиком документам, проект контракта был направлен оператору электронной площадки для подписания Обществом 10.02.2015 г.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (ч. 3 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ).
Исходя из ч.4 ст.70 Федерального закона N44-ФЗ победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Обществом 16.02.2015 г. направлен протокол разногласий N1, в котором содержались предложения по указанию реквизитов участника и сведений о применении Обществом упрощенной системы налогообложения, так как проект контракта не был заполнен.
Согласно ч.5 ст.70 Федерального закона N44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Направленный Обществом протокол разногласий был принят Заказчиком. Проект контракта с внесенными изменениями, согласно протоколу разногласий 17.02.2015 г. направлен на подписание Обществу.
В силу ч.6 ст.70 Федерального закона N44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Обществом проект контракта 20.02.2015 г. был повторно отклонен и направлен протокол разногласий N2, содержащий в себе вновь указание на использование Обществом упрощенной системы налогообложения и уточнения некоторых пунктов, с учетом данного факта.
Заказчиком 25.02.2015 г. протокол разногласий N2 был принят. Новый проект контракта направлен участнику на подпись, с учетом разногласий.
27.02.2015 г. - истек 20-дневный срок для подписания контракта, со дня опубликования протокола рассмотрения единственной заявки. В этот же день Заказчиком принято решение о признании общества уклонившемся от заключения контракта и направлены документы в Иркутское УФАС России во исполнение ч. 5 ст. 104 Федерального закона N44-ФЗ.
Новый проект контракта повторно отклонен участником 02.03.2015 г. и направлен протокол разногласий N3, в котором было предложено спецификацию на поставляемый товар и калькуляцию привести в соответствие и изложить исходя из сведений, представленных со стороны Общества, а также в этот же день прикреплен файл об обеспечении исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта был опубликован 11.03.2015 г. на основании ч.13.ст.70 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании ч.4 ст. 528 Гражданского кодекса РФ в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
С доводом Общества о невозможности применения 20-дневного срока для заключения контракта, установленного в ч.4 ст. 528 Гражданского Кодекса РФ, Комиссия Иркутского УФАС России не согласна, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона N 44-ФЗ Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Анализируя предмет и цели регулирования Федерального закона 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Федеральный закон N94-ФЗ) и Федерального закона N 44-ФЗ, можно сделать вывод о том, что Федеральный закон N94-ФЗ ограничивался только отношениями при размещении государственных заказов, а Федеральный закон N44-ФЗ формирует комплексный подход к системе государственных закупок, регулирующий всю цепочку отношений в сфере закупок, начиная от планирования и размещения заказа, и заканчивая контролем и аудитом. Предмет регулирования Федерального закона N 44-ФЗ стал более расширенный, но регулируемые отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, остались неизменными.
Таким образом, поскольку общие сроки для заключения контракта для государственных нужд в Федеральном законе N 44-ФЗ не регламентированы, применению подлежат сроки, установленные в ч.4 ст.528 Гражданского кодекса РФ. И как следствие, контракт должен быть заключен не позднее 20-дневного срока с даты опубликования протокола рассмотрения единственной заявки.
Таким образом, Общество обязано было подписать направленный проект контракта не позднее 26.02.2015 г.
Однако, в установленный срок Общество не направило подписанный проект контракта. В связи с чем, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы, так как заключение контракта по истечении 20-дневного срока не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ХолидейМАКС" необоснованной.
2. Копии решения и предписания направить сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 марта 2015 г. N 106
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2015