Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 марта 2015 г. N КС-50/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
И.П. Зуевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: администрации МО "Гвардейский городской округ"
ООО "Центр комплексного проектирования"
|
М.Е. Глушко А.П. Ходунова
М.В. Воронцова А.А. Малец А.В. Ерковича |
по доверенности N 32 от 17.03.2015; по доверенности N 33 от 17.03.2015;
по доверенности б/н от 12.01.2015; по доверенности б/н от 12.01.2015; законного представителя; |
рассмотрев жалобу ООО "Центр комплексного проектирования" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса (извещение N 0135300010015000049) на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство газопровода низкого и среднего давления в г. Гвардейске Калининградской области, 2 этап" (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 12.03.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя конкурсная документация на право заключения муниципального контракта работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Строительство газопровода низкого и среднего давления в г. Гвардейске Калининградской области, 2 этап" разработана с нарушениями Закона о контрактной системе, а также Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Заявитель считает, что Заказчик не раскрыл требования к содержанию в конкурсной документации нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" на участие в открытом конкурсе, в которых участник закупки детализировано должен описать выполняемые работы с учетом выполнения требований государственных стандартов, норм и правил, требований заказчика, что не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта. Показатели, формирующие нестоимостной критерий оценки: "Качества работ", а также не установлена их значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка заявок (предложений), не предусмотрены.
В соответствии с конкурсной документацией в целях оценки заявок по показателю "Качество работ" участник закупки предоставляет в составе заявки описание порядка разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, организационно-технические предложения, технологии выполнения работ в наибольшей степени отвечающие требованиям Технического задания со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при выполнении работ. Лучшим предложением будет признано максимально детализированное и содержательно проработанное описание порядка разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ в наибольшей степени отвечающего требованиям Технического задания со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при выполнении работ.
В составе порядка оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен единственный показатель: "Качество работ", который включает в себя описание 3 (трех) проработанных предложений по:
1. Описанию порядка разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерноэкологических изысканий, соответствующее требованиям Технического задания со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при разработке проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий. Данное описание должно содержать сведения:
а) обоснованность сроков выполнения работ: включает детализированный график выполнения работ (в календарных днях))
б) обоснованности ресурсов, необходимых для выполнения работ. Содержание предложения по обоснованности ресурсов, необходимых для выполнения работ, должно включать описание того:
- какие и какой квалификации кадровые ресурсы будут привлечены участником закупки для разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерноэкологических изысканий с указанием их численности и функциональных обязанностей. При недостаточном количестве собственных кадровых ресурсов участник закупки приводит план найма дополнительного персонала и (или)привлечения субподрядчиков;
- какие материально-технические ресурсы (оборудование, компьютерная техника, программное обеспечение и др.) будут использоваться участником закупки при выполнении работ. При недостаточном количестве собственных материально-технических ресурсов участник закупки приводит перечень планируемых к аренде и (или) приобретению материально-технических ресурсов и (или) перечень материально-технических ресурсов субподрядчиков, используемых для разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий.
2. Проработанное описание организационно-технических предложений. Содержание описания организационно-технических предложений по разработке проектной и рабочей документации и производству инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий должно включать сведения об организационных решениях, которые будут использоваться при выполнении работ, а также организационно-технологический план с указанием данных решений.
3. Проработанное описание технологии и методов выполнения работ, соответствующее требованиям Технического задания со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут учитываться при разработке проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий. При этом в составе такого описания участник закупки должен предоставить также проработанные предложения по применяемой участником закупки системе контроля качества за выполнением работ.
Таким образом, в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка, при этом не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми проработанными предложениями.
Кроме того, в конкурсной документации отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Заявитель просит рассмотреть его жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами Заявителя и считает, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 Заказчиком использована 100-бальная шкала оценок, предусматривающая порядок определения баллов по показателю.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен единственный показатель "Качество работ", содержание которого указано Заказчиком в пункте 2.1 Приложения N 1 к разделу 2 "Информационная карта" конкурсной документации. Количество баллов по данному показателю присваивается в зависимости от предоставления участником закупки в составе заявки описания порядка разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ.
В разделе 5 "Формы документов и информация для предоставления в составе заявки на участие в конкурсе, инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе" конкурсной документации содержится форма N 2.2 "Предложение участника закупки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок)". Согласно инструкции по заполнению этой формы участник заполняет значения этой формы (имеется/не имеется) и предоставляет (при наличии) информацию об описании порядка выполнения работ. Вышеуказанное описание порядка выполнения работ, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ предоставляется участником закупки в произвольной форме.
Кроме того, в конкурсной документации определен исчерпывающий перечень работ, который приведен в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" конкурсной документации. Также в составе конкурсной документации приложены сметы, подтверждающие состав необходимых затрат при выполнении работ.
Таким образом, по мнению Заказчика, ссылка ООО "Центр комплексного проектирования" на то, что Заказчик не раскрыл в конкурсной документации порядок оценки заявок в открытом аукционе является не состоятельной.
Заказчик сообщает, что запросы от участников Конкурса, в его адрес на разъяснение положений конкурсной документации, в том числе по критериям оценки заявок, по величине значимости критериев, порядку рассмотрения и оценки заявок, а так же других положений конкурсной документации не поступали.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
05 марта 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) Заказчиком размещены извещение о проведении открытого конкурса N 0135300010015000049 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 282 485,53 рублей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе могут быть: качество товаров (качество работ, качество услуг); функциональные, потребительские свойства товара; соответствие экологическим нормам.
В силу пункта 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать, в том числе предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям, а также зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критериям.
В пункте 21 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе указаны в Приложении N 1 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" настоящей документации.
Согласно Приложению N 1 установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их показатели, содержание, значимость и порядок оценки:
Nп/п |
Наименование критерия |
Значимость критерия |
Стоимостные критерии | ||
1 |
Цена контракта |
60% |
Нестоимостные критерии | ||
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (включает 1 показатель) |
30% |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (включает 1 показатель) |
10% |
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" применяется 1 показатель: "Качество работ".
Порядок оценки показателя "Качество работ" определен следующим образом: единая комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в форме 2.2 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок)" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия). Количество баллов, присуждаемых по показателю НБЦi (1), присваивается в соответствии с балльной шкалой:
- 100 баллов - предоставлено максимально детализированное и содержательно проработанное описание порядка разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ в наибольшей степени отвечающего требованиям Технического задания со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при выполнении работ;
- 30 баллов - предоставлено описание порядка разработки проектной и рабочей документации и производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ в наибольшей степени отвечающего требованиям Технического задания со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при выполнении работ;
- 0 баллов - отсутствует описание порядка разработки проектной и рабочей документации и (или) производства инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ в наибольшей степени отвечающего требованиям Технического задания со ссылками на перечень государственных стандартов и других норм и правил, которые будут соблюдаться при выполнении работ.
При этом в конкурсной документации отсутствуют требования, предъявляемые Заказчиком к содержанию "максимально детализированного и содержательно проработанного описания предложения", а также к описанию "предложения в наибольшей степени отвечающего требованиям Технического задания", что не позволяет участникам закупки определить необходимую Заказчику степень детализации и проработанности порядка выполнения работ, организационно-технических предложений, технологии выполнения работ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя об отсутствии в конкурсной документации инструкции по заполнению заявки не являются обоснованными, поскольку пункт 22 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" содержит требования к содержанию, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, устанавливающие, в том числе форму подачи заявки, перечень обязательных и дополнительных документов и сведений, входящих в состав заявки на участие в открытом конкурсе.
Разделом 5 конкурсной документации определены формы документов и информация для предоставления в составе заявки на участие в конкурсе, инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр комплексного проектирования" обоснованной.
2. Признать заказчика - администрацию муниципального образования "Гвардейский городской округ" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части неустановления порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
3. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 марта 2015 г. N КС-50/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2015