Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федеральной таможенной службы
от 12 июля 2007 г. N 01-06/25927
Методические рекомендации по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок
I. Общие положения
1. Методические рекомендации предназначены для руководства должностными лицами таможенных органов при осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (далее - валютный контроль) в соответствии с актами таможенного законодательства и правовыми актами Российской Федерации в области таможенного дела (далее - правовые акты), а также актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство) и законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых бартерных сделок (далее - законодательство в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок) и направлены на формализацию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
- Таможенным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3533; N 46 (ч. I), ст. 4494, 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15; N 3, ст. 280; N 8, ст. 854; N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 24, ст. 2831) (далее - Кодекс);
- Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3430; 2007, N 1 (ч. I), ст. 30; N 22, ст. 2563) (далее - Закон N 173-ФЗ);
- Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4850; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30 (ч. II), ст. 3128; 2006, N 6, ст. 636) (далее - Закон N 164-ФЗ);
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295, 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 27 (ч. II), ст. 2708, 2717; N 46 (ч. I), ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52 (ч. I), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. I), ст. 9, 13, 37, 40, 45; N 10, ст. 762, 763; N 13, ст. 1077, 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719, 2721; N 30 (ч. I), ст. 3104; N 30 (ч. II), ст. 3124, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52 (ч. I), ст. 5574, 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172, 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17 (ч. I), ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31 (ч. I), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633, 4634, 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 25, 29, 33; N 7, ст. 840; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1824,1825; N 20, ст. 2367; N 21, ст. 2456, N 17, ст. 1930) (далее - КоАП России);
- Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4141);
- Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденным 3 декабря 1996 г. МВЭС России N 10-83/3225, ГТК России N 01-23/21497 и Минфином России N 01-14/197 (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 1996 г., рег. N 1213);
- Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным ГТК России 11 апреля 1997 г. N 01-23/6678, МВЭС России 9 апреля 1997 г. N 10-83/ 1355 и ВЭК России 2 апреля 1997 г. N 07-26/768 (зарегистрировано Минюстом России 27 мая 1997 г., рег. N 1315);
- Положением о порядке осуществления на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме, утвержденным 28 мая 1997 г. ВЭК России N 07-26/3226, МВЭС России N 10-83/2007 и ГТК России N 01-23/10035 (зарегистрировано Минюстом России 30 июня 1997 г., рег. N 1338);
- приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2007 г., рег. N 9585) (далее - Приказ N 536);
- приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (в редакции приказа ГТК России от 28 июня 2004 г. N 746, приказов ФТС России от 3 августа 2004 г. N 10, от 10 апреля 2006 г. N 319, от 12 января 2007 г. N 15) (далее - Инструкция о действиях должностных лиц);
- приказом ГТК России от 28 июня 2004 г. N 750дсп "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками";
- приказом ФТС России от 8 августа 2006 г. N 743 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" (в редакции приказа ФТС России от 29 декабря 2006 г. N 1408) (далее - Приказ N 743);
- приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. N 762 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" (в редакции приказов ФТС России от 17 ноября 2006 г. N 1179, от 20 декабря 2006 г. N 1340) (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2006 г., per. N; 8225) (далее - Инструкция);
- Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (в редакции указания Банка России от 8 августа 2006 г. N 1713-у) (зарегистрирована Минюстом России 17 июня 2004 г., рег. N 5859) (далее - Инструкция N 117-И).
II. Проверка используемых для целей валютного контроля сведений, заявленных в таможенной декларации, и представленных документов
3. При осуществлении документального контроля в рамках проверки соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц подлежат проверке следующие сведения, заявленные для целей валютного контроля в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), оформленной на бланках формы ТД1, ТД2 и ТДЗ, ТД4:
1) о российском лице, заключившем соответствующий внешнеэкономический договор (сделку), либо о лице, перемещающем товар через таможенную границу Российской Федерации, без заключения соответствующих договоров или в рамках односторонних внешнеэкономических сделок (графа 9 ГТД);
2) код валюты (левый подраздел графы 22 ГТД);
3) стоимость товарной партии, подлежащая оплате в соответствии с условиями договора, либо компенсации в виде встречных представлений товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (правый подраздел графы 22 ГТД);
4) сведения о номере паспорта сделки (далее - ПС)/паспорта бартерной сделки (далее - ПСб) или номере ГТД, в которой заявлялся номер соответствующего ПС/ПСб, если в отношении декларируемых товаров изменяется предшествующий таможенный режим, либо ИНН соответствующей кредитной организации, через счета в которой осуществляются расчеты по договору (графа 28 ГТД, сведения в верхней строке под номером 1);
5) код формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (договора), коды характера сделки с декларируемыми товарами и особенностей расчетов за декларируемые товары и код клиринговой валюты (графа 28 ГТД, сведения в нижней строке под номером 2);
6) цена товара (графа 42 ГТД для ввозимых (ввезенных) товаров и/или выпущенных для свободного обращения, для вывозимых товаров),
7) реквизиты внешнеэкономического договора и иных документов, составленных при совершении сделки, а в случае совершения односторонней внешнеэкономической сделки - иных документов, выражающих содержание таких сделок (графа 44 ГТД, сведения под номером 4).
4. В случае подачи таможенной декларации в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела в форме, отличной от ГТД, для целей валютного контроля в такой таможенной декларации подлежат проверке те сведения из перечисленных в пункте 3 Методических рекомендаций, которые в соответствии с указанными правовыми актами подлежат заявлению в данной таможенной декларации.
5. Если заявленные в таможенной декларации сведения, используемые для целей валютного контроля, должным образом не подтверждены в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц, уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, направляет декларанту требование представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений и мер валютного контроля.
6. При проверке правильности заявления в ГТД сведений, необходимых для целей валютного контроля, следует руководствоваться следующим.
1) В графе 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД для ввозимых (ввезенных) товаров и (или) выпускаемых для свободного обращения/ вывозимых товаров и графе 42 "Цена товара" ГТД для ввозимых (ввезенных) товаров и (или) выпускаемых для свободного обращения в соответствии с положениями Инструкции подлежат указанию следующие сведения.
В левом подразделе графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД указывается трехзначный буквенный код валюты цены договора (если на договор распространяется требование об оформлении ПС или ПСб - валюты, в которой указана сумма договора в ПС или ПСб). При этом в графе 23 "Курс валюты" ГТД указывается курс иностранной валюты, код которой указан в графе 22 ГТД, необходимый для целей определения таможенной стоимости и (или) таможенных платежей декларируемых товаров.
Таким образом, для целей определения таможенной стоимости и (или) таможенных платежей декларируемых товаров левый подраздел графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД заполняется во всех случаях, в том числе когда декларируемые товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с договорами, не предусматривающими их оплаты.
Правый подраздел графы 22 ГТД "Валюта и общая сумма по счету" (и графа 42 "Цена товара" для ввозимых товаров) заполняется, если товары подлежат оплате в соответствии с условиями возмездной сделки (договора) или за которые по указанной сделке (договору) предусмотрена передача иных встречных предоставлений (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности).
Таким образом, сведения о цене товаров в данных графах ГТД заявляются, только если декларируемые товары подлежат оплате (в безналичной или наличной форме) или за которые предусмотрена передача иных встречных предоставлений (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности). Для безвозмездных поставок (в рамках возмездных и безвозмездных договоров), а также при поставках товаров без заключения договора сведения о цене товаров не указываются.
При проверке сведений, заявленных в графах 22 "Валюта и общая сумма по счету" и 42 "Цена товара" ГТД, следует руководствоваться приложением 1 к данным Методическим рекомендациям*.
Примеры, когда необходимо заявление сведений о цене товаров:
- при поставках товаров по договору купли-продажи или мены;
- при возврате товаров по акту рекламации, если за них предусмотрен возврат денежных и/ или иных платежных средств или иных встречных предоставлений;
- при поставках товаров, перемещаемых для выполнения работ/оказания услуг, стоимость которых включается в цену работ/услуг, то есть подлежит оплате (например, при перемещении через таможенную границу Российской Федерации расходуемых материалов, поставляемых исполнителем работ на территорию другого государства для выполнения на указанной территории работ по договору строительного подряда);
- при поставках продуктов переработки;
- при изменении таможенного режима предмета аренды (лизинга) в связи с его выкупом по остаточной стоимости.
Примеры, когда сведения о цене товаров не подлежат заявлению:
- при возврате товаров по акту рекламации, если за них не предусмотрен возврат денежных и/или иных платежных средств или иных встречных предоставлений;
- при поставках на переработку сырья, находящегося в собственности заказчика и не подлежащего оплате;
- при поставках строительной техники, предназначенной для выполнения работ, стоимость которой не включена в цену работ, то есть не подлежит оплате в соответствии с условиями договора;
- при поставках товаров в аренду/лизинг (возврате товаров), в том числе если право собственности на товар переходит по истечении срока его аренды/лизинга по итогам выплаты всех арендных/лизинговых платежей (в данном случае контроль валютных операций будет осуществляться по сумме договора, указанной в ПС).
При декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) и (или) выпускаемых для свободного обращения в случае заявления в ГТД сведений об одном товаре сведения о стоимости товара в графе 42 "Цена товара" ГТД и в правом подразделе графы 22 "Валюта и общая сумма по счету" ГТД должны совпадать.
При декларировании товаров на основании нескольких последовательно исполняемых взаимосвязанных договоров, контрактов (на приобретение товаров и на последующую обработку (переработку, ремонт, модернизацию)) сведения в графе 22 "Валюта и общая сумма по счету" должны быть равны стоимости, полученной путем сложения закупочной стоимости товаров и стоимости их обработки (переработки, ремонта, модернизации) по всем представленным договорам (контрактам).
2) В графе 28 "Финансовые и банковские сведения" ГТД подлежат указанию следующие сведения:
а) в верхней строке (сведения под номером 1):
Под номерами 1.1 и/или 1.2 подлежат указанию сведения о номере ПС/ПСб, оформленных лицом, указанным в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" ГТД (без указания даты, в том числе при наличии ее в ПС/ ПСб), если декларируемые товары помещаются под заявляемый таможенный режим на основании договора, на который в соответствии с актами законодательства Российской Федерации распространяется требование об оформлении ПС/ ПСб. Данные сведения должны быть подтверждены представлением в таможенный орган, в который представляется ГТД, оформленного ПС/ПСб.
Соблюдение правил заявления сведений под номерами 1.1 и 1.2 (о ПС/ПСб) верхней строки графы 28 ГТД следует проверять на основе составных кодов формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (элемент 1 под номером 2 нижней строки графы 28 ГТД), заявляемых на основании приложения N 7 к Приказу N 743, в соответствии с приложением 2 к данным Методическим рекомендациям*.
С целью исключения дублирования сведений о поставках товаров при сопоставлении со сведениями об их оплате (на основе ведомостей банковского контроля) и встречных поставках товаров (выполненных работах, оказанных услугах, переданных прав на результаты интеллектуальной собственности) при изменении предшествующего таможенного режима товара, под который данный товар помещался с представлением ПС/ПСб, в ГТД, подаваемой в соответствии с вновь избранным таможенным режимом, вместо номера ПС/ПСб в верхней строке графы 28 ГТД указываются сведения о номере таможенной декларации, в которой заявлялся номер соответствующего ПС/ПСб, сведения о номере ПС/ПСб под номерами 1.1 и/или 1.2 не указываются. В указанном случае следует учитывать, что номер данной ГТД может не совпадать с номером ГТД, указанным в графе 40 "Общая декларация/Предшествующий документ" ГТД (ввиду возможного неоднократного изменения таможенного режима).
Для подтверждения заявленных сведений копии ПС, ПСб, таможенной декларации, номера которых указаны в верхней строке данной графы, подлежат представлению одновременно с ГТД.
При проверке документов, представленных при таможенном оформлении товаров для целей валютного контроля, необходимо исходить из того, что положения статей 63 и 131 Кодекса о порядке представления таможенным органам документов, необходимых для помещения товаров под заявляемый таможенный режим, распространяются, в том числе, на ПС/ПСб.
С учетом пункта 2 Приказа N 536 представления копии соответствующего ПС/ПСб при декларировании каждой поставки товаров в рамках одного внешнеэкономического договора не требуется до внесения в договор изменений, влекущих необходимость внесения изменений в ПС/ПСб.
В случае если документы/копии документов, сведения о которых указываются под номерами 1.1, 1.2, 1.3, не могут быть представлены одновременно с ГТД, то выпуск товаров осуществляется при наличии письменного Обязательства декларанта о представлении таких документов с разрешения таможенного органа в более поздние сроки (далее - Обязательство), после сведений о номерах ПС/ПСб или номере таможенной декларации, отметки в виде записи: "Обязуюсь представить до _________" с проставлением даты ее представления.
Под номером 1.4 подлежат указанию ИНН кредитной организации по договорам, предусматривающим осуществление расчетов через счета, открытые в кредитных организациях на территории Российской Федерации, на которые не распространяется требование об оформлении ПС/ПСб (например, договоры, сумма которых не превышает в эквиваленте 5 000 долл. США), договоры, предусматривающие расчеты между резидентами (нерезидентами);
б) в нижней строке (сведения под номером 2):
при проверке соблюдения правил заявления сведений под номером 2 следует исходить из того, что данные сведения заявляются на основании внешнеэкономической сделки, являющейся основанием для перемещения товаров (подп. 6 п. 3 ст. 124 Кодекса). Таким образом, при перемещении товаров (независимо от условий поставки, в том числе при заключении договора перевозки покупателем), приобретенных (проданных) резидентом у нерезидента (нерезиденту), в ГТД данные сведения заявляются на основании договора между резидентом и нерезидентом.
В отношении безвозмездных поставок в рамках возмездных и безвозмездных договоров, а также перемещения товаров без заключения договора заполняются элемент 1 (коды формы расчетов и особенностей сделки по договору в целом) и элемент 2 (коды характера сделки и особенностей расчетов за декларируемые товары по поставке). В остальных элементах проставляются прочерки.
Проверка правильности указанных сведений в первой и второй позиции элемента 2 (под номером 2 графы 28 ГТД) должна осуществляться на основании приложения 3 к Методическим рекомендациям*.
В элементах 3 и 4 данной строки предусмотрено указание сведений о сроках платежей в отношении декларируемых товаров, за которые предусмотрено осуществление расчетов с использованием денежных и/или иных платежных средств (в том числе в рамках внешнеторговых бартерных сделок), а также о сроках платежей по договорам, предусматривающим возмездное выполнение работ, оказание услуг, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности, в соответствии с которыми осуществляется перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров, цена которых равна оплачиваемой цене указанных работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (например, при перемещении продуктов переработки), определяемых декларантом на основании условий договора. Сведения о сроках расчетов указываются в данных элементах и в случае возврата товаров по акту рекламации, предусматривающему возврат уплаченных денежных и/или иных платежных средств, если сроки возврата определены условиями контракта (или их можно рассчитать на основе условий контракта).
В случае отсутствия указанных сроков или невозможности их расчета в элементах 3 и 4 декларантом проставляются прочерки.
В ГТД подлежат заявлению сроки расчетов для декларируемой партии товаров в соответствии с условиями контракта, которые не должны сверяться со сведениями о сроках расчетов, указанных в листе 2 ПС по контракту в целом.
7. При наличии Обязательства выпуск товаров осуществляется в установленном порядке без ограничений, установленных статьей 151 Кодекса. При этом код решений, принимаемых таможенными органами (приложение N 22 к Приказу N 743) "34" - "Условный выпуск при непредставлении сведений и документов, необходимых для валютного контроля", проставляется в электронной копии ГТД для целей автоматизированного учета ГТД, выпуск по которым осуществлялся под указанное Обязательство.
III. Осуществление валютного контроля при проверке таможенной декларации и выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении ПС
8. В технологию валютного контроля, основанную на применении ПС, включаются возмездные поставки товаров по внешнеэкономическим договорам (сделкам), на которые в соответствии с валютным законодательством распространяется требование об оформлении ПС.
При принятии решения о необходимости представления декларантом ПС и заявления его реквизитов в таможенной декларации необходимо учитывать следующее:
1) ПС/ПСб подлежат представлению в таможенные органы, если декларируемые товары помещаются под заявляемый таможенный режим на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об их оформлении (исключение составляет таможенный режим международного таможенного транзита, при котором не установлено требование о заявлении в транзитной декларации сведений о ПС/ПСб);
2) порядок оформления ПС установлен Инструкцией N 117-И;
3) в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных валютным законодательством, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них по внешнеэкономическому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Из указанных положений Инструкции N 117-И следует, что требование об оформлении ПС не распространяется на:
- договоры, по которым расчеты осуществляются через счета резидентов, открытые в Банке России, поскольку подразделения Банка России не являются уполномоченными банками, а также при осуществлении расчетов через счета, открытые в Федеральном казначействе;
- договоры, предусматривающие поставку товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, учет валютных операций по которым осуществляет уполномоченный банк, ведущий в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации соответствующий кредитный счет, не являющийся счетом резидента*(1);
- договоры, заключенные и оплачиваемые за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), по которым расчеты осуществляются со счета займа (счета, на котором находятся денежные средства, выделенные Российской Федерации МБРР и ЕБРР), т.е. не со счета импортера, на основании письменного подтверждения организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о таких договорах*(2).
Декларирование товаров, перемещаемых по указанным договорам, производится без представления ПС на основании информации, содержащейся в списках конечных пользователей по займам и грантам МБРР и ЕБРР, направляемых Управлением валютного контроля ФТС России в таможенные органы (на основании информации Минфина России). В случае невозможности отнесения договора к внешнеторговой сделке, заключенной в счет соглашений по займам МБРР и ЕБРР, при декларировании товаров импортер представляет письменное подтверждение о том, что расчеты по договору осуществляются за счет средств займов МБРР и ЕБРР, выданное организацией, уполномоченной представлять в таможенные органы информацию о договорах, финансируемых за счет средств указанных займов (списки таких организаций также направляются Управлением валютного контроля ФТС России на основании информации Минфина России).
В случаях, когда расчеты по договорам, заключенным и оплачиваемым за счет средств займов МБРР и ЕБРР, осуществляются со счета импортера, открытого в одном из уполномоченных банков или банке-нерезиденте в соответствии с соглашением о займе, на такой договор распространяется требование об оформлении ПС (кроме случаев, указанных в п. 3.2 Инструкции N 117-И)*(3);
- договоры между резидентами;
- договоры между нерезидентами;
4) в соответствии с пунктом 3 Информационного письма Банка России от 31 декабря 2004 г. N 30 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" требование об оформлении ПС распространяется на договоры аренды/лизинга. Соответственно представление ПС требуется при декларировании товаров, перемещаемых по соответствующим договорам;
5) согласно пункту 3.2 Инструкции N 117-И требование об оформлении ПС не распространяется на валютные операции, осуществляемые по договору, заключенному:
- между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
- между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
- между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 173-ФЗ*(5);
- между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, с учетом внесенных изменений и дополнений.
9. В случае сомнений в необходимости оформления ПС на представленный при помещении товаров под заявляемый таможенный режим возмездный договор, если ПС оформлен и представлен декларантом, допускается указание реквизитов ПС в графе 28 ГТД.
10. При проверке таможенной декларации, поданной с представлением ПС, осуществляется проверка достоверности (подлинности) ПС и соблюдения порядка оформления ПС, в том числе соответствие его представленному договору.
11. Проверка достоверности (подлинности ПС) и его соответствие договору осуществляется на основе сверки:
1) основных реквизитов договора и ПС, позволяющих их однозначно идентифицировать, включая соответствие сведений, указанных в ПС, сведениям, указанным в договоре, с учетом внесенных в договор изменений и/или дополнений (номер и дата договора, реквизиты сторон, валюта цены и сумма договора, указанных в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И).
В связи с тем, что сведения о сроках расчетов по контракту, указанные в пункте 6.2 листа 2 ПС, в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И рассчитываются экспортером (импортером) самостоятельно и могут не учитывать особенности декларирования (например, применения временной, периодической, неполной или предварительной таможенной декларации) при проверке соблюдения порядка оформления принимаемых ПС, при декларировании товаров точность определения сроков расчетов не проверяется;
2) представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в электронной базе данных паспортов сделок, получаемой из ФТС России*(6) (отсутствие в базе данных электронной копии ПС само по себе не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации);
3) копии ПС его оригиналу (при необходимости с учетом изданных профилей риска по валютному контролю), после чего оригинал возвращается лицу, их представившему (на основании пункта 7 статьи 63 Кодекса - в случае представления копии ПС);
4) оттиска печати уполномоченного банка на ПС (на копии ПС) с образцом оттиска печати, содержащимся в Карточках образцов оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, направляемых ФТС России в региональные таможенные управления и таможни.
В случае представления ПС (копии ПС), заверенного (заверенной) оттиском печати уполномоченного банка, процедура регистрации которой не завершена, либо заверенного (заверенной) ранее зарегистрированным оттиском печати уполномоченного банка, при наличии у уполномоченного банка новой, зарегистрированной в Банке России печати, следует руководствоваться следующим.
В целях соблюдения сроков проверки таможенной декларации при отсутствии в таможенном органе, производящем таможенное оформление товаров, образца оттиска печати уполномоченного банка, оформившего соответствующий ПС, информация о регистрации Банком России соответствующего оттиска печати должна быть запрошена в вышестоящем таможенном органе (вплоть до УВК ФТС России) с использованием оперативных каналов связи (факс, телефон, электронная почта)*(7).
В случае представления при таможенном оформлении товаров ПС (копии ПС), заверенного (заверенной) печатью уполномоченного банка, процедура регистрации оттиска которой в Банке России не завершена, запрос о возможности принятия данного ПС (копии ПС) следует направлять в УВК ФТС России с использованием оперативных каналов связи с досылкой.
Нормативные акты Банка России не содержат норм, устанавливающих срок, в течение которого уполномоченный банк должен переоформить (перерегистрировать) используемые им печати, в том числе используемые для целей валютного контроля, в случае изменения наименования (места нахождения, организационно-правовой формы) уполномоченного банка. В период перерегистрации оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля, в связи с изменением его наименования уполномоченный банк может для выполнения функций агента валютного контроля использовать печати с прежним наименованием банка, образцы оттисков которых ранее в установленном порядке были зарегистрированы в Банке России*(8).
В связи с этим при таможенном оформлении товаров считаем возможным принимать ПС, которые содержат новые (измененные) наименования уполномоченных банков, но заверены печатями, используемыми для целей валютного контроля, старого образца до получения информации от Банка России о регистрации новых образцов оттисков, которая направляется ФТС России в региональные таможенные управления и таможни.
12. Проверка соблюдения порядка (правил) оформления ПС осуществляется по следующим критериям:
1) соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих*(9);
2) правильность формирования номера ПС*(10);
3) соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование, номер лицензии, код ОГРН, адрес), сведениям, содержащимся в электронном справочнике уполномоченных банков (BANKLIST), направляемом ГНИВЦ ФТС России;
4) реквизиты Экспортера (Импортера) - в объеме, достаточном для его идентификации.
13. Случаи, не требующие внесения изменений в оформленный ПС и не влияющие на реализацию автоматизированной технологии валютного контроля:
1) сомнения в правильности указания в ПС кода вида договора, а также сведений, указываемых в других графах ПС, не влияющих на возможность идентификации ПС по отношению к представленному договору;
2) указание краткого наименования банка вместо полного (при совпадении других реквизитов банка);
3) при наличии в ПС более ранней даты завершения исполнения обязательств по контракту, чем дата подачи таможенной декларации (при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо изменении предшествующего таможенного режима ввезенных товаров, если данное обстоятельство вызвано: предварительным помещением товаров под иной таможенный режим либо нахождением его на складе временного хранения, нарушением сроков поставки товаров иностранным контрагентом и не связано с изменением сведений, указанных в других графах ПС, допущенными неточностями в расчете указанной даты при оформлении ПС (без учета времени транспортировки товаров, хранения и т.п. операций, предшествующих подаче таможенной декларации).
IV. Осуществление контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок при проверке таможенной декларации и выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении ПСб
14. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 164-ФЗ внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.
Пунктом 2 статьи 44 Закона N 164-ФЗ установлено, что порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации, а в случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время новый порядок оформления ПСб в рамках Закона N 164-ФЗ не установлен.
В связи с изложенным на основании пункта 4 статьи 54 Закона N 164-ФЗ при контроле за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в настоящее время при производстве таможенного оформления и таможенном контроле таможенные органы руководствуются ранее изданными нормативными правовыми актами в части, не противоречащей данному Закону*(11), и, следовательно, декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на основании сделок, предусматривающих помимо осуществления расчетов с использованием денежных или иных платежных средств, проведение товарообменных операций и получение иных встречных предоставлений, осуществляется при представлении ПС, оформляемых уполномоченными банками для учета и контроля валютных операций в соответствии с Инструкцией N 117-И, с учетом положений раздела III Методических рекомендаций.
15. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Кодекса при принятии таможенной декларации уполномоченное должностное лицо проверяет наличие следующих документов:
2) разрешения уполномоченного органа федеральной исполнительной власти (Минэкономразвития России) на превышение разрешенных законодательством сроков ввоза товаров, выполнения иностранным лицом работ, оказания услуг, результатов интеллектуальной деятельности либо на выполнение иностранным лицом встречных обязательств способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, если декларируемые товары вывозятся (ввозятся) с таможенной территории (на таможенную территорию) Российской Федерации в счет исполнения обязательств по договору, заключенному при совершении внешнеторговой бартерной сделки, предусматривающей такие сроки (такой способ) исполнения иностранным лицом встречных обязательств.
Представление таможенным органам вышеуказанных разрешений требуется только в случае указания такого разрешения в ПСб*(12).
16. Проверка достоверности (подлинности) ПСб (копии ПСб) осуществляется на основе сверки:
1) реквизитов договора и ПСб, позволяющих их однозначно идентифицировать, включая соответствие сведений, указанных в ПСб, представленному договору с учетом внесенных в договор изменений и/или дополнений (номер и дата договора, реквизиты сторон, валюта цены и сумма договора);
2) копии ПСб его оригиналу (при необходимости), после чего оригинал возвращается лицу, их представившему, на основании части 7 статьи 63 Кодекса - в случае представления копии ПСб;
3) оттиска печати уполномоченного Минэкономразвития России в регионе, оформившего ПСб, соответствующему образцу оттиска печати, полученному из ФТС России.
В случае отсутствия в таможенном органе, производящем таможенное оформление товаров, образца оттиска печати уполномоченного Минэкономразвития России в соответствующем регионе данная информация должна быть запрошена в вышестоящем таможенном органе (вплоть до УВК ФТС России) с использованием оперативных каналов связи.
17. При проверке соответствия ПСб внешнеэкономическому договору подлежит проверке:
1) переоформление ПСб с учетом внесенных во внешнеэкономический договор изменений и/или дополнений;
2) наличие в разделе "Разрешение" ПСб информации о разрешении Минэкономразвития России, если условиями внешнеторговой бартерной сделки предусмотрены операции, для проведения которых требуется получение такого разрешения. При этом проверяется соответствие информации, указанной в разделе "Разрешение" ПСб, условиям соответствующего разрешения Минэкономразвития России.
18. Не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации с представлением ПСб в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (при изменении их таможенного режима, кроме изменения таможенного режима, связанного с их обратным вывозом), наличие в ПСб более ранней даты, указанной в графе "Последняя дата" ПСб, чем дата подачи таможенной декларации, если данное обстоятельство вызвано:
1) предварительным помещением товаров под иной таможенный режим либо нахождением его на складе временного хранения;
2) нарушением сроков передачи встречного предоставления по внешнеторговой бартерной сделке иностранным контрагентом и не связано с изменением сведений, указанных в других графах ПСб;
3) допущенными неточностями в расчете указанной даты при оформлении ПСб (без учета времени транспортировки товаров, хранения и т.п. операций, предшествующих основному таможенному оформлению).
19. Классификатор форм расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам (приложение N 24 к Приказу N 743) не применяется при заявлении сведений в ГТД в соответствии с порядком, установленным Инструкцией, а предназначен для целей информационной обработки (проверки) сведений о кодах формы расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам, которые указываются в ПСб.
_____________________________
* Приложения N 1-3 можно запросить по адресу: г. Москва, ул. Тверская, 22а, тел. 699-38-27.
*(1) Управление государственным долгом Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" осуществляет Минфин России.
*(2) Списки конечных пользователей по займам и грантам МБРР и ЕБРР, а также организаций, уполномоченных представлять в таможенные органы информацию о контрастах, финансируемых за счет средств указанных займов, доводятся до таможенных органов УВК в соответствии с информацией Минфина России.
*(3) С учетом письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 3 апреля 2006 г. N 12-1-4/748.
*(5) В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 813, от 10 апреля 2006 г. N 203, от 30 декабря 2006 г. N 856 Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации) и Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Законом N 173-ФЗ, без ограничений.
*(6) Централизованное доведение ФТС России электронной базы данных ПС будет осуществляться после разработки соответствующих программных средств.
*(7) При введении уполномоченным банком новой печати, зарегистрированной в Банке России для целей валютного контроля, и использовании наряду с ней ранее зарегистрированной печати необходимо уточнить возможность ее применения (ее действительность) в вышестоящем таможенном органе (вплоть до УВК ФТС России) с использованием оперативных каналов связи.
*(8) Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 28 февраля 2007 г. N 12-3-1/448.
*(9) С учетом письма ФТС России от 21 июня 2005 г. N 14-14/20697.
*(10) С учетом писем ФТС России от 1 ноября 2004 г. N 13-15/5393, от 14 апреля 2005 г. N 14-14/11722, от 16 марта 2006 г. N 14-14/8431 и телетайпограммы ФТС России от 22 марта 2005 г. N ТФ-574.
*(11) Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденный от 3 декабря 1996 г. МВЭС России N 10-83/3225, ГТК России N 01-23/21497, Минфином России N 01-14/197, Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", утвержденный МВЭС России 13 марта 1997 г. N 10-83/897, ГТК России 4 марта 1997 г. N 01-23/4663, ВЭК России 28 февраля 1997 г. N 07-26/356, Положение об осуществлении на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме, утвержденное ВЭК России 28 мая 1997 г. N 07-26/3226, МВЭС России N 10-83/2007, ГТК России N 01-23/10035, Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденное ГТК России 11 апреля 1997 г. N 01-23/6678, МВЭС России 9 апреля 1997 г. N 10-83/1355, ВЭК России 2 апреля 1997 г. N 07-26/768.
*(12) До внесения изменений в пункты 2 и 3 статьи 45 Закона N 164-ФЗ, регулирующие сроки коммерческого кредитования по внешнеторговым бартерным сделкам применительно к срокам текущих валютных операций, определение которых в Законе отсутствует.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007 г. N 01-06/25927 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.