Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 28 января 2015 г. N 12/03-15-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Панкратовой В.Д. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
Р.Ю. - представителя ООО "Свобода-строй" по доверенности,
А.А. - представителя КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Свобода-строй",
У С Т А Н О В И Л А:
21.01.2015 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Свобода-строй" (далее - Заявитель) на действия КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" (далее - Заказчик), связанные с заключением контракта по электронному аукциону на поставку медицинских изделий (электроды, интродьюсеры) для нужд бюджетного учреждения Кировской области, извещение N 0340200003714000169.
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчик в нарушение законодательства РФ о контрактной системе направил в адрес Заявителя проект контракта для его подписания без получения согласия Заявителя на заключение контракта по несостоявшемуся электронному аукциону.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 28.01.2015 г.
Заказчик представил запрашиваемые документы и пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной. Указывает, что Заказчик имел право направлять проект контракта без предварительного получения согласия Заявителя на заключение контракта, поскольку согласие участника электронного аукциона на заключение контракта требовалось для предоставления данного согласия в контрольный орган для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком при признании электронного аукциона несостоявшимся, в настоящее время согласование заключения контракта с единственным поставщиком при признании электронного аукциона несостоявшимся не требуется, в связи с чем оснований для получения у Заявителя согласия в настоящее время не имеется.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы изложенные в жалобе, дополнительно пояснил, что поскольку правоотношения по данному электронному аукциону возникли до 01.01.2015 г., следовательно, необходимо руководствоваться законодательством, действовавшим на момент подачи Заявителем заявки на участие в электронном аукционе, а в тот момент согласие участника несостоявшегося электронного аукциона на заключение контракта требовалось. Также представитель Заявителя указал, что совместное письмо Минэкономразвития и ФАС РФ от 20.01.2015 г. N 658-ЕЕ/Д28-4 не может рассматриваться в данном случае, поскольку не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ, является подзаконным актом и не должно противоречить актам, имеющим высшую юридическую силу, кроме того данное письмо касается полномочий контрольных органов, а не правоотношений между заказчиками и участниками торгов. Дополнительно пояснил, что контракт заключать не желает.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях на жалобу, просил признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения представителей Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
19.12.2014 года на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий (электроды, интродьюсеры) для нужд бюджетного учреждения Кировской области, извещение N 0340200003714000169. Начальная (максимальная) цена контракта - 999 599,04 рублей. Дата начала подачи заявок на участия в электронном аукционе - 20.12.2014 г., дата окончания подачи заявок - 29.12.2014 г. Дата окончания рассмотрения первых частей заявок - 30.12.2014 г., дата проведения электронного аукциона - 12.01.2015 г.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0340200003714000169-3 от 14.01.2015 г. электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано не одного предложения о цене контракта, ранее других была подана заявка ООО "Свобода-строй".
Согласно п.п. а п. 4 ч. 3 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (в ред. до 01.01.2015 г.) контракт заключается заказчиком с единственным поставщиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона.
Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.
Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в срок, установленный частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона.
Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно п. 8 Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, к обращениям о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по несостоявшемуся электронному аукциону должен быть приложен документ о согласии указываемого в обращении поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупках и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении об осуществлении закупки или приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Однако 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ контракт заключается заказчиком с единственным поставщиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким образом, с 01.01.2015 г. согласование заключения контракта по несостоявшимся электронным аукционам с контрольным органом не требуется, а контрольные органы с 01.01.2015 г. не имеют полномочий по согласованию заключения контракта с единственным поставщиком по несостоявшимся электронным аукционам. Данный вывод комиссии Кировского УФАС России подтверждается также письмом Минэкономразвития России N 658-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/1587/15 от 20.01.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам признания электронного аукциона несостоявшимся".
Поскольку согласие участника электронного аукциона на заключение контракта по несостоявшемуся электронному аукциону требовалось исключительно для получения согласования заключения контракта с контрольным органом, а с 01.01.2015 г. заказчики заключают контракта без получения согласования контрольного органа, следовательно, с 01.01.2015 г. получение согласия участника электронного аукциона на заключение контракта по несостоявшемуся электронному аукциону не требуется.
Кроме того, согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации 1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, протокол подведения итогов электронного аукциона составлен 14.01.2015 г., то есть Заказчиком принято решение о заключении контракта с Заявителем после 01.01.2015 г., когда согласование с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком уже не требовалось, а, следовательно, не требовалось и получение согласия поставщика на заключение контракта для его представления контрольному органу для получения указанного согласования.
Ссылка Заявителя, на то, что к данным правоотношениям подлежал применению Закон о контрактной системе в редакции до 01.01.2015 г. не может быть принята во внимание, поскольку правоотношения по заключению контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст 93 Закона о контрактной системе возникли между Заказчиком и Заявителем уже в январе 2015 г.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Свобода-строй" на действия КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница", связанные с заключением контракта по электронному аукциону на поставку медицинских изделий (электроды, интродьюсеры) для нужд бюджетного учреждения Кировской области, извещение N 0340200003714000169.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии И.Н. Фуфачева
В.Д. Панкратова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 28 января 2015 г. N 12/03-15-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2015