Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 декабря 2014 г. N 244/2014
Резолютивная часть объявлена 26 декабря 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 31 декабря 2014 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N244/2014 по жалобе Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок") на действия заказчика - областного бюджетного учреждения здравоохранения "Беловская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Беловская ЦРБ") при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона на поставку продуктов питания (молоко и молочная продукция) для нужд областного бюджетного учреждения здравоохранения "Беловская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (закупка N0344300082114000157), в отсутствии представителя КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок" (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя), в отсутствии представителя заказчика ОБУЗ "Беловская ЦРБ" (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя),
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 19.12.2014 г. поступила жалоба КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок" на действия заказчика - ОБУЗ "Беловская ЦРБ" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона на поставку продуктов питания (молоко и молочная продукция) для нужд областного бюджетного учреждения здравоохранения "Беловская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (закупка N0344300082114000157), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
По мнению заявителя:
- в нарушение требований ФЗ "О контрактной системе..." заказчиком в документации об электронном аукционе N0344300082114000157 установлены незаконные требования к участникам закупки;
- заказчиком выбран не соответствующий требованиям ФЗ "О контрактной системе..." способ определения поставщика;
- установление заказчиком в документации об аукционе в электронной форме требования к остаточному сроку годности товара в процентах является требованием, влекущим ограничение количества участников закупки и не соответствует требованиям ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией установлено следующее.
16.12.2014 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе.
24.12.2014 г. 09:00 ч. - срок окончания подачи заявок для участия в электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 143 287 руб. 90 коп.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ "О контрактной системе_".
В части 23 "Единые требования к участникам" документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
Перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, установлен ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" и является исчерпывающим. Требование о правомочности участника закупки заключать контракт не входит в указанный перечень.
При таких обстоятельствах, установив в документации требование к участникам электронного аукциона о правомочности участника закупки заключать контракт, заказчик нарушил требование ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Как установлено п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_" и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) ФЗ "О контрактной системе_", или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Таким образом, заказчиком в аукционной документации должны быть установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие требованиям п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) ФЗ "О контрактной системе_", а также декларации о соответствии требованиям, установленным п.п. 3-9 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе N0344300082114000157 указывает на документы, которые необходимо представить участникам в составе второй части заявки:
- "копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе." Вместе с тем, заказчиком не указывается конкретный документ, который необходимо предоставить участникам в составе второй части заявки;
- "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии с частями 19-21 документации, или копии этих документов";
- "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с частью 37 документации, или копии этих документов".
При этом, в ч.ч.19-21, 37 аукционной документации ОБУЗ "Беловская ЦРБ" преимущества или ограничения участникам закупки не установлены. Таким образом документация об электронном аукционе содержит противоречивые требования к участникам закупки, препятствующие однозначному восприятию участниками условий и требований заказчика.
В данной части жалоба заявителя признается обоснованной.
2. В соответствии с ч.2 ст.48 ФЗ "О контрактной системе_", заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных в том числе статьями 56, 59 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу части 2 статьи 56 ФЗ "О контрактной системе_", проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.
В Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089, пунктом 5 включено "Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления".
В соответствии с ч.2.1 ст.56 ФЗ "О контрактной системе_" (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч.2 ст.56 ФЗ "О контрактной системе_", с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, заказчик вправе осуществить процедуру закупки в форме электронного аукциона на услуги, являющиеся объектом закупки N0344300082114000157.
При таких обстоятельствах, в указанной части жалоба заявителя признается необоснованной.
3. Пунктом 1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как установлено ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Руководствуясь указанными нормами ФЗ "О контрактной системе...", заказчик в Приложении N2 к документации "Описание объекта закупки", Приложении N7 - проект муниципального контракта описал объект закупки и установил, что "Остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 80% от нормативного срока годности."
Вместе с тем, заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установленные заказчиком в описании объекта закупки требования к остаточному сроку годности поставляемого товара нарушают положения ФЗ "О контрактной системе...".
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в действиях заказчика нарушений норм ФЗ "О контрактной системе..." и признает жалобу в указанной части необоснованной.
Согласно Протокола от 24.12.2014 г. о признании электронного аукциона N0344300082114000157 несостоявшимся, по окончании срока подачи заявок не подана ни одна заявка на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст. 99, 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок" обоснованной в части.
2. Признать заказчика - областное бюджетное учреждение здравоохранения Курской области "Беловская центральная районная больница" нарушившим требования ч.6 ст.31, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
3. В связи с тем, что на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки и аукцион признан аукционной комиссией несостоявшимся - предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Дело N244/2014 производством прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 декабря 2014 г. N 244/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.01.2015