Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 декабря 2014 г. N 251/2014
Резолютивная часть объявлена 29 декабря 2014 г.
Изготовлено в полном объеме 12 января 2015 г. г. Курск
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
- председатель Комиссии,
- член Комиссии,
- член Комиссии,
- член Комиссии,
рассмотрев дело N251/2014 по жалобе Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок") на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Хомутовская ЦРБ") при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона на поставку лабораторных расходных материалов (извещение N0344300002314000018), в отсутствии представителя КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок", заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в присутствии представителя заказчика ОБУЗ "Хомутовская ЦРБ" - Позднякова Д.П. (по доверенности), личность удостоверена на основании паспорта,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 22.12.2014 г. поступила жалоба Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок") на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Хомутовская ЦРБ") при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона на поставку лабораторных расходных материалов (извещение N0344300002314000018), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...").
Как указывает податель жалобы, в нарушение требований п.2 ч.1 и ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." аукционная документация не содержит однозначных и четких требований к участникам закупки и документам, которые должны содержаться в составе заявки.
По мнению заявителя, заказчиком в п.38 документации об аукционе в электронной форме неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии с частями 19-20 документации, или копии этих документов, тогда как в указанных разделах аукционной документации требований о предоставлении преимуществ заказчиком не установлено.
Податель жалобы считает, что установление заказчиком в документации об аукционе в электронной форме требования к остаточному сроку годности товара в процентах является требованием, влекущим ограничение количества участников закупки и не соответствующим требованиям ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
Также заявитель обжалует положения документации о закупке в части отсутствия в проекте контракта срока действия контракта, что исключает возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При рассмотрении дела велась аудиозапись.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией установлено следующее.
19.12.2014 года на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки ОАО "ЕЭТП" http://roseltorg.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 80 836 руб. 23 коп.
1. Как установлено п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации должны быть установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие требованиям п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) ФЗ "О контрактной системе_", а также декларации о соответствии требованиям, установленным п.п. 3-9 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Как установлено ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п.п.2 п.38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе в электронной форме заказчиком указаны документы, которые необходимо представить в составе второй части заявки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." о "соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки", а именно: "лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с приложениями. Если в аукционе участвует производитель - лицензия на производство лекарственных средств с приложения (Фз N99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 2 - 7 части 23 документации".
Вместе с тем, заказчиком в п.п.3 п.38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе в электронной форме установлено требование к составу второй части заявки о предоставлении "копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром". Заказчиком не указано конкретного наименования документа, который необходимо предоставить участникам в составе второй части заявки.
В данной части жалоба заявителя является обоснованной.
2. Как следует из содержания аукционной документации, преимущества участникам электронного аукциона в соответствии со ст.ст. 28-29 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком не установлены. Однако, в п.п.5 п.38 документации об аукционе в электронной форме содержится требование о предоставлении документов, подтверждающих получение таких преимуществ в составе второй части заявки.
Таким образом, требование заказчика о предоставлении документов, подтверждающих право на получение преимуществ, установленных ст.28-29 ФЗ "О контрактной системе_", не соответствует требованиям, установленным заказчиком в аукционной документации и нарушает требования п.п.5 ч.5 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_".
При таких обстоятельствах, в указанной части жалоба заявителя является обоснованной.
3. КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок" указывает в жалобе, что заказчиком неправомерно установлено требование к остаточному сроку годности поставляемого товара, выраженное в процентах, так как данное требование, по мнению заявителя, противоречит требованиям ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", поскольку ограничивает количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как установлено ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Руководствуясь указанными нормами ФЗ "О контрактной системе...", заказчик в Приложении N2 к документации "Описание объекта закупки" описал объект закупки и установил "требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара", а именно, "остаточный срок годности поставляемого товара не менее 60 %".
Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установленные заказчиком в описании объекта закупки требования к остаточному сроку годности поставляемого товара нарушают положения ФЗ "О контрактной системе...".
При этом Комиссия отмечает, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0344300002314000018 от 30 декабря 2014 г., на участие в электронном аукционе было подано и допущено к участию в аукционе 2 (две) заявки, что подтверждает готовность участников закупки поставить товар в соответствующих объемах и качестве с требуемым остаточным сроком годности. Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в действиях заказчика нарушений норм ФЗ "О контрактной системе..." и признает жалобу в данной части необоснованной.
4. В соответствии с ч.8 ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 ФЗ "О контрактной системе..."), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 ФЗ "О контрактной системе...".
В силу п.8 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе...", исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ "О контрактной системе...", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российский Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключает контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Однако, из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке невозможно сделать вывод о минимальном сроке действия обеспечения исполнения контракта. Так, согласно п.28 "Порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта" документации об аукционе в электронной форме, "исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона".
Проект контракта, в свою очередь, устанавливает, что "Настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств", вследствие чего не представляется возможным установить минимальные требования заказчика к сроку действия обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в проекте контракта отсутствует определенный срок действия контракта, что исключает возможность представления участниками закупки обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и является нарушением ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе...".
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст. 99, 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу КРОО "Центр общественного контроля в сфере закупок" обоснованной в части.
2. Признать заказчика - Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области нарушившим требования ч.3 ст.64, ч.5 ст.66, ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_".
3. Выдать заказчику - Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Хомутовская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии -...
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 декабря 2014 г. N 251/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2015