Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 марта 2015 г. N 07-24-2404/15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Московского областного УФАС России (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителяФедерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства", представители
ООО "Пермстройсинтез"на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Пермстройсинтез" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Аукционная комиссия) Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона: "Выполнение работ по ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения Мост через реку Нерль на км 54+191 автомобильной дороги М-7 Волга Москва-Владимир - Нижний Новгород - Казань-Уфа. Подъезд к городу Иваново, Владимирская область" (извещение N 0348100006015000013 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт))(далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссиипри проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушеныдействиями Аукционной комиссии, неправомерно отклонившей заявку Заявителя на участие в Аукционе.
ПредставительЗаказчикас доводом Заявителя несогласилсяи сообщил, что при проведенииАукционаЗаказчик, Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукционаразмещено на официальном сайте- 23.01.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 45707816,00 рублей;
3) дата проведения Аукциона - 05.03.2015;
4) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения первых частей заявок 2 участника закупки допущены к участию в Аукционе;
6) предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
7) победителем Аукциона признано ООО"ЕвроТрансСтрой" с предложением о цене контракта 45 250 737,84 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 02.03.2015, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, по следующему основанию:
"на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (непредоставление значений конкретных показателей товара, предлагаемого для использования при выполнении работ и несоответствие значений конкретных показателей товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, значениям, установленным документацией об электронном аукционе - п.3.1.1. раздела 3 документации об электронном аукционе):
1) Участником закупки представлены требования к показателям по каждому из товаров, о чем свидетельствует наименование таблиц, представленных в составе заявки: "Требования, устанавливаемые к показателям используемого товара (1 часть)" и "Требования, устанавливаемые к показателям используемого товара (2 часть)". Согласно положениям аукционной документации, участником закупки должны быть представлены конкретные показатели предлагаемого для использования товара.
В тоже время, участником закупки в отношении "Щебень из природного камня для строительных работ, фракция 5 - 10 мм" по показателю "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф)" указано "135 Бк/кг". В соответствии с нормами ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий со значением удельной эффективной активность естественных радионуклидов (Аэфф) до 370 Бк/кг применяют во вновь строящихся жилых и общественных зданиях, что не является предметом данной закупки.
Аналогичные несоответствия выявлены в заявке участника закупки в отношении "Щебень из природного камня для строительных работ, фракция 10 - 20 мм" ("удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) 151 Бк/кг") и в отношении "Песок природный для строительных работ" ("удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) 120 Бк/кг").
Также установлено несоответствие в отношении товара "Уайт-спирит" по показателю "Плотность". Участником закупки по данному показателю указано значение 0,790 со знаком минус: "-" ("- 0,790"). Символ " - " (тире) участником закупки в этом случае не применялся, как это было применено, например, при указании значении по показателю "толщина материала для изготовления хомутов - 2 мм". Установление отрицательного значения по показателю "плотность" недопустимо. По определению плотность - скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму или площади. Исходя из определения, её размерность кг/м".
Документация об Аукционе в отношении товара, используемого при выполнении работ "смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие, тип I"установлено требование к компонентам смеси: "щебень из природного камня для строительных работ должен соответствовать ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" и требованиям ГОСТа 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" и ГОСТ Р 5440-2011. При этом, документация об Аукционе не содержит требования о том, что щебень, песок не применяются во вновь строящихся жилых и общественных зданиях.
Рассмотрев заявки участников закупки, представленные Заказчиком, Комиссия установила, что в заявке Заявителя N 10 компонент смеси асфальтобетонной "щебень из природного камня для строительных работ, фракция 5 - 10 мм" по показателю "удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф)" указано "135 Бк/кг", что соответствует требованиям, установленным Заказчиком в Аукционной документации об Аукционе. Предлагаемая Заявителем "удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) 120 Бк/кг" компонента смеси асфальтобетонной "песок природный для строительных работ", также соответствует требованиям документации об Аукционе. Аналогичным образом, соответствует показатель удельная эффективная активность естественных радионуклидов товаров щебень из природного камня для строительных работ, фракция 10 - 20 мм и песок природный для строительных работ.
При указании показателя "плотность" для товара "Уайт-спирит" Заявителем указано значение "Плотность Р420-0,790".
При этом, на заседании Комиссии представителем Заказчика не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что указанные в заявке показатели не соответствуют требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, Аукционной комиссией отказано в допуске к участию в Аукционе заявке (защищенный номер 8871596) по следующему основанию:
"Участником закупки в сведениях о конкретных показателях товаров (часть 2) представлены сведения по показателям "Песок природный" и "Материалы из отсевов дробления изверженных горных пород". Таким образом, участником закупки не установлен конкретный компонент асфальтобетонной смеси (согласно требованиям аукционной документации:"Песок природный для строительных работ, средний, I класса или материалы из отсевов дробления изверженных горных пород для строительных работ").
При этом, документация об Аукционе не содержит надлежащей инструкции, позволяющей участникам закупки сформировать заявку, в том числе в части разъяснения значения "или" при описании товара "песок природный для строительных работ", что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Аукционной комиссии об отказе Заявителю, а также участнику закупки (защищенный номер заявки 8871596) в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как установлено в части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к характеристикам поставляемого товара установлены в техническом задании документации об Аукционе.
Так, по позиции компонента "щебень", "марка по истераемости не должна быть хуже И1".
При этом Заказчиком не установлены показатели товаров, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
Действия Заказчика, не установившего надлежащим образом показатели товаров, указанных в документации об Аукционе, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям Заказчика, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 4.2 проекта государственного контракта оплата выполненных работ производится ежемесячно в соответствии с календарным графиком производства работ (приложение N 1 к контракту. Согласно пункту 5.1 проекта государственного контракта, календарные сроки выполнения работ по объекту определяются календарным графиком производства работ (приложение N 1 к контракту). При этом,приложение N 1 к контракту является не заполненной формой и не содержит сроков выполнения работ.
Таким образом, проект государственного контракта не содержит условия о порядке и сроках оплаты работы и сроках выполнения работ.
Таким образом, действиями Заказчика нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствие с пунктом 5.1 проекта государственного контракта установлено: "Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту): начало: 13.04.2015 года; окончание: 24.08.2015 года".
Пунктом 19.11 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Срок действия Государственного контракта:
Начало: "___" ___________ г. (с момента подписания настоящего Контракта). Окончание: "31" августа 2023 г."
Пунктом 11.12 документации об Аукционе установлено: "Срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также срок, на который перечисляются денежные средства в качестве обеспечения исполнения Контракта: до 29.02.2016 г.".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе срок окончания действия банковской гарантии, не соответствующий Закону о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта для выполнения работ, при которых используется товар, установлены подпунктами "а" и "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанными подпунктами предоставление информации о наименовании места происхождения и производителе товара не предусмотрено.
При этом, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что пунктом 3.1.1 раздела 3 "требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии со ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать информацию о наименовании места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе не в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 2.2 раздела 2 "наименование и описание объекта закупки и условий контракта" документации об Аукционе установлено "В случае, если подрядчик привлекает к исполнению Контракта субподрядчиков, то такие субподрядчики должны быть из числа субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом общий объем работ, выполняемый привлекаемыми такими субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от общего объёма работ, выполняемых субподрядчиками. Стоимость каждого Договора/Контракта, заключаемого с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не должна превышать двадцать миллионов рублей".
При этом, в проект государственного контракта документации об Аукционе не включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Установленное Заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства должно устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе требование о привлечении субъектов малого предпринимательства и ответственности за неисполнение данного условия, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают части 5 и 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенногои руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пермстройсинтез" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5 и 6 статьи 30, части 13 статьи 34, пунктов 1, 2, 8 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
5. Передать материалы дела от 12.03.2015 N 07-24-2404/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцевс даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 марта 2015 г. N 07-24-2404/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2015