Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 февраля 2015 г. N 07-24-1380/15
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителей Комитета по конкурентной политике Московской области, Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор",
в отсутствии представителей ООО "СтройИнвест" извещенных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СтройИнвест" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса: "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Можайском РУАД" (извещение N 0148200005415000018 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
- в конкурсной документации не установлен надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные характеристики объекта закупки";
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 21.01.2015;
2) дата и время окончания подачи заявок - 13.02.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 370 218 409, 69 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 20.02.2015.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно доводам жалобы, Конкурсная документация не содержит описание системы бальных оценок, порядка присвоения баллов той или иной заявке по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", присуждаемое за определенное значение, предложенное участником закупки.
В части II приложения N 1 к информационной карте Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки":
"Качественные характеристики объекта закупки.
Значимость критерия: 20%.
Коэффициент значимости критерия: 0,20
Для оценки заявок по критерию используются показатели. Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 100 процентов.
Показатели критерия:
Показатель N1: Предложения по улучшению технического состояния объекта в части обеспечения безопасности дорожного движения, направленные на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Для целей оценки предложений по данному показателю определяется на основании положений Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
обстановка дороги - совокупность средств организации дорожного движения: дорожные знаки, разметка, направляющие устройства, ограждения, светофоры и т. п.
Предложение по показателю должно соответствовать следующим требованиям:
- не противоречить действующему законодательству, в том числе утвержденным и действующим нормативам, стандартам и правилам в области выполнения работ по строительству;
- должно учитывать особенности объекта закупки;
- не вести к удорожанию стоимости объекта закупки.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,50.
Оцениваются предложения с описанием конкретных мероприятий, которые влияют на улучшение автомобильной дороги и конструктивных элементов (дорожных сооружений, являющихся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог), в целях обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Участником представляется описание указанных мероприятий, виды улучшения технического состояния составной части объекта ремонта.
Под мероприятиями понимаются предложения в отношении применяемых материалов и/или технологии выполнения работ.
Оценке подлежат предложения в отношении применения материалов и/или технологий, направленных на улучшение автомобильной дороги, конструктивных элементов и дорожных сооружений, являющихся ее технологической частью.
Показатель N2: Предложения по улучшению технического состояния объекта в части обеспечения безопасности дорожного движения, ведущие к увеличению срока возникновения потребности в проведении текущего ремонта, за исключением возникновения такой потребности вследствие повреждения элементов объекта ремонта непредвиденного или аварийного характера.
Значимость показателя: 50%
Коэффициент значимости показателя: 0,50.
Оцениваются предложения с описанием конкретных мероприятий, которые влияют на улучшение технического состояния элементов объекта ремонта и как следствие, увеличивают срок эксплуатации элементов без необходимости проведения текущего ремонта. Участником представляется описание указанных мероприятий, виды улучшения технического состояния составной части объекта ремонта.
Под мероприятиями понимаются предложения в отношении применяемых материалов и/или технологии выполнения работ.
Оценке подлежат предложения в отношении применения материалов и/или технологий, направленных на улучшение технического состояния элементов объекта ремонта посредством осуществления работ по обустройству обстановки дороги, а также установке остановочных павильонов и т.п.
Порядок присвоения баллов заявке по показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
Порядок оценки осуществляется в соответствии с п.20 и п.26 Правил.
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100.
Лучшему предложению, которое ведет к наибольшему достижению целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки, присваивается максимальное количество баллов.
Остальным заявкам по показателю баллы присваиваются по уменьшению степени достижения целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки.
Преимущество предложений определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю, с учетом коэффициента значимости показателя".
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит порядок присвоения баллов заявкам по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", присуждаемым за представленные предложения участников закупки.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. К жалобе Заявителем не приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, а также на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом Законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлен надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", не нашел своего подтверждения.
2. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так в отношении товара N 1 "Щебень из изверженных пород" по показателю "Содержание пылевидных и глинистых частиц" установлено минимальное значение для данного показателя - "1%". В конкурсной документации установлено, что показатели по товару "Щебень из изверженных пород" должны соответствовать ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ". В соответствии с указанным ГОСТом значение для показателя "Содержание пылевидных и глинистых частиц" нормируется, как максимальное и установлено "не более 1%". Таким образом, единственным значением для данного показателя, одновременно удовлетворяющим требованиям ГОСТ и документации является значение "1%". Следовательно, требования к показателю "Содержание пылевидных и глинистых частиц", установлены Заказчиком в противоречие с ГОСТ 8267-93. Аналогичный порядок формирования требований установлено также по показателям "Потеря массы при испытании щебня на дробимость", "Содержание зерен слабых пород", "Группа", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнвест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика не выдавать в связи с выдачей его в рамках дела от 18.02.2015 N 07-24-1435/15.
4. Передать материалы дела от 18.02.2015 N 07-24-1380/15 по допущенным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 февраля 2015 г. N 07-24-1380/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2015