Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 февраля 2015 г. N 03-10.1/32-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Веретельник М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Актив" (далее - Заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик, БУЗОО "МСЧ N 4") при осуществлении закупки "Ремонт санузлов хирургического отделения (2 бл., 4,5 эт.)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300080014000226) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1040 от 03.02.2015) на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.
По мнению Заявителя, в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) аукционная комиссия неправомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-838 от 02.02.2015) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. N 1109 от 04.02.2015).
Из представленных материалов и информации, опубликованной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 30.12.2014 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1926635,56 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 29.01.2015 поступило тридцать восемь заявок, тридцати участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.
Согласно протоколу проведения аукциона от 02.02.2015 два участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 1917002,38 руб. сделал участник N 27.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичное требование было установлено Заказчиком в пункте 4.1 раздела 4 документации об аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В Приложении N 2 "Техническое задание" к документации об аукционе были установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным Заказчиком требованиям, например:
N пп |
Обоснование |
Наименование работ и используемых материалов |
Ед. изм. |
Кол. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1.Общестроительные работы | ||||
9.1 |
Краска __. Масляная, готовая к применению Цвет: розово-бежевая или светло-бежевая или светло-серая Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0+/-0,5)°С, с: 65-140 __. |
|||
10.2 |
Раствор Готовый кладочный цементный. Марка по подвижности: Пк1 или Пк2 или Пк3 или Пк4 Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %. Содержание золы-уноса в растворной смеси: не более 20% массы цемента Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм: не более 2,5 Норма подвижности по погружению конуса, см: от 1 до 14 __.. |
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 29.01.2015 следует, что Заявителю (заявка N 35) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:
"Отказать в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона и разделом4документации об электронном аукционе, а именно:
- в позиции 9.1. "Краска" в заявке участники не указали конкретный показатель цвета краски, а также условной вязкости;
- в позиции 10.2 "Раствор" в заявке участники не указали конкретный показатель марки по подвижности, а также нормы по подвижности".
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что в заявке Общества по указанным в протоколе позициям содержатся следующие значения показателей:
9.1 |
Краска __. Масляная, готовая к применению Цвет: розово-бежевая, светло-бежевая, светло-серая Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0+/-0,5)°С, с: 65-140 __. |
10.2 |
Раствор Готовый кладочный цементный. Марка по подвижности: Пк1, Пк2, Пк3, Пк4 Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %. Содержание золы-уноса в растворной смеси: не более 20% массы цемента Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм: не более 2,5 Норма подвижности по погружению конуса, см: от 1 до 14 __.. |
Заказчиком представлены следующие возражения:
"По позиции 9.1. "Краска" участникам закупки было предложено на выбор три цвета краски и перечислены они через слово "или", таким образом, участникам необходимо было выбрать лишь один цвет.
Также в позиции 9.1 "Краска" показатель условной вязкости краски был указан так, как он указан в ГОСТе 10503-7,1 (пункт 4 таблицы 2) в диапазоне 65-140 таким образом, участники должны были указать конкретный показатель в виде конкретного числа:
По позиции 10.2 Раствор можем пояснить следующее:
В своей заявке участник указал: "...Марка по подвижности: Пк1, Пк2, ПкЗ, Пк4... Норма подвижности по погружению конуса, см: от 1 до 14..."
Подвижность раствора - это способность его под собственным весом растекаться по поверхности. Это качество регулируется количественным соотношением компонентов, которые входят в состав их свойств. Для бетонной поверхности данное значение должно быть ниже, чем, например, для поверхности кирпичной. Для ручных штукатурных работ такая характеристика должна быть более высокой. От данной характеристики также зависит и его пластичность, то есть его удобоукладываемость. Если материал достаточно пластичен, то он хорошо ложится на любую поверхность, не образуя при этом трещин.
Свойства растворных смесей, точнее ее подвижность, определяют маркой.
Марка |
Норма, определяемая погружением конуса (см) |
Пк1 |
От 1 до 4 включительно |
Пк2 |
От 4 до 8 |
ПкЗ |
От 8 до 12 |
Пк4 |
От 12 до 14 |
В заявке участник не указал конкретный показатель марки по подвижности, а также нормы по подвижности".
Комиссия считает, что заявка Общества не содержит конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе и в силу вышеуказанных норм Федерального закона аукционная комиссия была обязана отказать такому участнику в допуске к участию в аукционе, в связи с чем, жалоба признается необоснованной.
Вместе с тем, в результате рассмотрения заявок на участие в аукционе Комиссия установила, что аукционная комиссия в нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе неправомерно отказала иным участникам закупки в допуске к участию в аукционе. Данные нарушения отражены в Решениях Комиссии от 06.02.2015 NN 03-10.1/31-2015, 03-10.1/33-2015, 03-10.1/34-2015, 03-10.1/35-2015.
На основании пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия отмечает, что в нарушение указанной нормы при обосновании причин отказа в допуске к участию в аукционе аукционная комиссия неправомерно сослалась в протоколе на нормы статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, так как при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе комиссия должна руководствоваться положениями статьи 67 данного Федерального закона.
3.2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документации об аукционе предметом контракта является выполнение ремонта санузлов хирургического отделения.
При этом, например, пунктом 10.2 приложения N 2 "Техническое задание" к документации об аукционе установлено:
"Раствор готовый кладочный цементный.
Марка по подвижности: Пк1 или Пк2 или Пк3 или Пк4
Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %.
Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %.
Содержание золы-уноса в растворной смеси: не более 20% массы цемента
Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм: не более 2,5
Норма подвижности по погружению конуса, см: от 1 до 14
Марка по прочности на сжатие: М200
В качестве заполнителя должен применяться песок для строительных работ.
В качестве вяжущего должна применяться глина
Требования к природному песку:
Неорганический сыпучий материал, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования.
Класс: I или II
Модуль крупности: свыше 2,0 до 3,0
Группа песка: крупный или средний
Полный остаток песка на сите с сеткой N 063: свыше 30 до 65
Содержание зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16 не должно превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе, не более):
Содержание зерен крупностью | ||
Свыше 10 мм |
Свыше 5 мм |
Менее 0,16 мм |
5 |
15 |
15 |
Содержание пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках, не должно превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе, не более):
Содержание пылевидных и глиняных частиц |
Содержание глины в комках |
3 |
0,5 |
Природный песок при обработке раствором гидроксида натрия (колориметрическая проба на органические примеси по ГОСТ 8735) не должен придавать раствору окраску, соответствующую или темнее цвета эталона.
Значение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф, Бк/кг: до 370
Требования к глине:
Содержание глинистых частиц размером менее 0,4 мм должно быть не менее 30 и не более 80%
Содержание песчаных частиц размером более 0,16 мм должно быть не более 30%
Содержание химических составляющих от массы сухой глины не должно составлять более, %:
- сульфатов и сульфидов в пересчете на - 1;
- сульфидной серы в пересчете на - 0,3;
- слюды - 3;
- растворимых солей (вызывающих выцветы и высолы):
сумма оксидов железа - 14;
сумма оксидов калия и натрия - 7
Глина не должна содержать органические примеси в количествах, придающих темную окраску".
Аналогичные требования к товарам установлены в ряде иных пунктов приложения N 2 "Техническое задание" к документации об аукционе.
Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, о чем наглядно свидетельствует результат рассмотрения первых частей заявок участников данного аукциона (из 38 участников допущено только восемь).
Такое описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, описание веществ, используемых при изготовлении товаров, нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которым является все же ремонт, следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия считает, что указание в приложении N 2 "Техническое задание" к документации об аукционе на то, что "Применяемые материалы должны отвечать требованиям нормативных правовых актов, стандартов, норм и регламентов Российской Федерации к используемому виду материала, в том числе: ГОСТ Р 51829-2001; ГОСТ 9573-2012; ГОСТ 13344-79; ГОСТ 10503-71; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 8736-93; ГОСТ 8267-93; ГОСТ 25607-2009; ГОСТ 4028-63; ГОСТ 3826-82; ГОСТ 125-79 (СТ СЭВ 826-77); ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88); ГОСТ 30674-99; ГОСТ Р 51693-2000; ГОСТ 380-2005; ГОСТ 103-2006; ГОСТ 8509-93; ГОСТ 9467-75*; ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89); ГОСТ 8242-88; ГОСТ 19111-2001; ГОСТ 5781-82; ГОСТ 2590-2006; ГОСТ 9179-77; ГОСТ 5583-78; ГОСТ 26633-2012; ГОСТ 5457-75; ГОСТ 22689.2-89; ГОСТ 15167-93; ГОСТ 19681-94; ГОСТ 8292-85; ГОСТ 9347-74" также не носит объективный характер, поскольку Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставить ГОСТ с конкретным товаром при заполнении заявки на участие в аукционе, тем более, что многие из ГОСТов имеют отсылки на ряд других ГОСТов.
Подобные требования приводят к многочисленным ошибкам и не позволяют участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Актив" на действия БУЗОО "МСЧ N 4" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Ремонт санузлов хирургического отделения (2 бл.,4,5 эт.)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300080014000226).
2. Признать в действиях БУЗОО "МСЧ N 4" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 4 и пункта 2 части 6 стать 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать БУЗОО "МСЧ N 4" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П.Шмакова
А.Н.Шевченко
М.С.Веретельник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 февраля 2015 г. N 03-10.1/32-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2015