Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СК-Еврострой" (далее - Заявитель) на действия Управления капитального строительства администрации городского округа "Город Губаха" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школьного стадиона по адресу: г.Губаха, ул. Парковая,10 "А" (изв. N 0156300063215000001),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте wvvw.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0156300063215000001 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школьного стадиона по адресу: г.Губаха, ул. Парковая,10 "А".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.02.2015 г., заявка ООО "СК-Еврострой" (далее - Общество) признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Общество признано победителем аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о закупках, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В ч. 3 ст. 70 Закона о закупках установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В п. 1 Раздела 16 документации о закупке Заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 5%, что составляет 813 218,82 руб.
Согласно п. 3 Раздела 16 аукционной документации, способ обеспечения исполнения договора определяется участником аукциона, с которым заключается договор, самостоятельно:
- банковская гарантия, выданная банком;
- внесение денежных средств на соответствующий счет заказчика.
В п. 4 Раздела 16 аукционной документации установлены следующие требования к банковской гарантии:
1. Банковская гарантия должна быть выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
2.Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:
2.1. сумму банковской гарантии в размере, указанном в пункте 1 настоящего раздела, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;
2.2. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией согласно пункту 1.1 настоящего раздела;
2.3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
2.4. условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
2.5. срок действия банковской гарантии, превышающий 1 мес. со дня окончания срока действия контракта.
2.6. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
2.7. перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, установленный в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Банковская гарантия должна включать условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (при необходимости).
4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.
5. Банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС (до ввода ЕИС в эксплуатацию - на официальном сайте).
6. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также иным законодательством Российской Федерации;
7. Банковская гарантия должна содержать указание на согласие банка с тем, что изменения и дополнения, внесенные в контракт, не освобождают его от обязательств по соответствующей банковской гарантии.
В соответствии с п. 5 Раздела 16 аукционной документации, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящего раздела;
2) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении и документации.
В ходе рассмотрения материалов жалобы установлено, что в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 70 Закона о закупках, Заказчиком размещен в единой информационной системе проект контракта.
При подписании проекта контракта Общество в качестве обеспечения исполнения контракта была представлена банковская гарантия N LM0503154176, выданная 06.03.2015 г. КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО).
В статье 368 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Согласно ч. 3 ст. 44 Закона о закупках, банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о закупках, заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В ч. 2 ст. 45 Закона о закупках установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно пункту "б" дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Закона о закупках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1005 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 1339), недопустимо включать в банковскую гарантию требования о представлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в Перечень. При этом Перечень является закрытым.
Согласно ч.6 ст.45 Закона о закупках, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.7 ст.45 Закона о закупках в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно ч. 8 ст. 45 Закона о закупках, банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В соответствии с ч.11 ст. 45 Закона о закупках, банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий.
Как установлено в ходе рассмотрения материалов жалобы 12.03.2015 г. Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта, в связи с тем, что представленная при подписании контракта банковская гарантия не содержала отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, а также срок окончания действия банковской гарантии (по 30.09.2015 г.) меньше установленного Заказчиком требования.
Спорная банковская гарантия содержится в реестре банковских гарантий на официальном сайте.
Комиссия отмечает, что представленная ООО "СК-Еврострой" банковская гарантия содержала отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.2 ч.6 ст.45 Закона о закупках, ч.7 ст.45 Закона о закупках.
В ч.1 ст.2 Закона о закупках указано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно п.11.5 проекта контракта. контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с ч.1 ст.425 ГК РФ, Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В соответствии с ч.1 ст.702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с ч.1 ст.708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, из приведенных выше положений ГК РФ следует, что Подрядчик может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в контракте действий. При этом Заказчик обязан оплатить выполненные работы в сроки и в порядке, которые указаны в контракте, что с учетом требований Закона о закупках означает, что срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок оплаты Заказчиком выполненных работ.
Согласно п.5.1.13 контракта обеспечение исполнения контракта предоставляется на весь срок действия контракта на обеспечение исполнения обязательств Подрядчика по контракту, в том числе:
- по сдаче Заказчику работ в полном объеме и в установленный контрактом срок;
- на уплату невыплаченной Подрядчиком неустойки, штрафов, невозмещенных убытков предусмотренных настоящим контрактом,
- на случай неисполнения иных обязательств по контракту.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя пояснил, что при расчете срока обеспечения исполнения контракта общество исходило из п.2.2. контракта, согласно которому срок окончания работ - 31 августа 2015 г.
Кроме того, согласно п.5.4.2 контракта Заказчик обязан оплатить выполненные Подрядчиком работы в сроки и на условиях, установленных разделом 4 настоящего контракта.
Комиссия отмечает, что действия контракта не тождественен сроку выполнения работ по контракту. Срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на один месяц срок действия контракта, который включает в себя сроки исполнения обязательств обеими сторонами по контракту.
Срок окончания выполнения работ - 31 августа 2015 г., оплата за выполненные работы производится Заказчиком в срок не позднее 31 декабря 2017 года. (п.4.2. контракта). Представитель ООО "СК-Еврострой" в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что при исчислении срока действия Банковской гарантии срок, в течение которого Заказчик должен оплатить выполненные работы, в расчет не принимался. Представитель общества так же указывает на то, что поскольку в контракте не был указан срок действия контракта, предоставить банковскую гарантию, превышающую срок действия контракта не менее чем на один месяц, не представляется возможным.
Комиссия находит заслуживающим внимания довод представителя ООО "СК-Еврострой" в части не установления Заказчиком срока действия контракта, что делает затруднительным предоставление гарантии, которая должна превышать не менее чем на один месяц срок, который фактически не определен.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что сроки действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, позволяют сделать вывод о том, что Заявителем не был принят во внимание срок оплаты выполненных работ, что повлекло предоставление Банковской гарантии со сроком действия, превышающим на 1 месяц срок окончания работ, что не соответствует приведенным выше нормам ГК РФ и Закона о закупках, в связи с чем, Заказчик правомерно не принял Банковскую гарантию со сроком действия до 30.09.2015 г., исходя из чего в действиях Заказчика нарушений Закон о закупках не имеется.
Кроме того, согласно представленному, представителем ООО "СК-Еврострой", проектом банковской гарантии N БГ 062103903-2015 АО "К2 Банк" срок действия такой банковской гарантии установлен в соответствии с требованиями Заказчика, Закона о закупках, а именно до 31 января 2018 г. включительно.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК-Еврострой" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству школьного стадиона по адресу: г.Губаха, ул. Парковая,10 "А" (изв. N 0156300063215000001) обоснованной в части необоснованного отказа в принятии банковской гарантии по основанию не содержанию отлагательного условия.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.6 ст.45 Закона о закупках, ч.7 ст.45 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2015