Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 января 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0356200006014000018),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200006014000018 СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 14.01.2015 г., заявка СОАО "ВСК" рассмотрена Конкурсной комиссией, участнику присвоен второй номер.
Довод Заявителя о том, что заявка СОАО "ВСК" должна была быть отклонена Конкурсной комиссией, признается несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч.4 ст.51 Закона о закупках, все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.п. а п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Согласно п.5 ч.2 ст.51 Закона о закупках, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Требования, аналогичные указанным выше, установлены Заказчиком в п.п.11 п. 16.1 Раздела 2 документации о закупке.
Анализ заявки СОАО "ВСК" показал, что в заявке содержится платежное поручение N 11885 от 19.12.2014 г., которое соответствует как требованиям Закона о закупках, так и требованиям, установленным в конкурсной документации. Таким образом, довод Заявителя подтверждения не нашел.
В силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Согласно ч.6 ст.106 Закона о закупках рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
На основании указанных выше норм Закона о закупках довод Заявителя о том, что Конкурсная комиссия неверно произвела оценку по критерию "Квалификация участника закупки" ООО "Росгосстрах", рассмотрению не подлежит.
Согласно ч.1 ст.52 Закона о закупках, Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
В ч.2 ст.52 Закона о закупках обозначено, что Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.
В соответствии с ч.3 ст.52 Закона о закупках, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Согласно ч.4 ст.52 Закона о закупках, Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.
Согласно протоколу вскрытия конвертов на участие в закупке, вскрытие конвертов осуществлялось Конкурсной комиссией 14.01.2015 г. в 11.00 час.
Комиссией установлено и подтверждается аудиозаписью, которая осуществлялась при вскрытии конвертов, что Конкурсная комиссия непосредственно перед вскрытием конвертов не объявила участникам конкурса, присутствующим при вскрытии о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе.
При указанных обстоятельствах Конкурсной комиссией нарушено положение ч.3 ст.52 Закона о закупках.
Довод Заявителя о том, что поскольку ООО "Росгосстрах" было подано две заявки, Конкурсной комиссии следовало вернуть заявку участнику закупки, отклоняется как несостоятельный по следующим основаниям.
Согласно ч.6 ст.51 Закона о закупках, каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в открытом конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы и подтверждается материалами данного дела, Заказчиком производилась регистрация поступивших заявок в журнале регистрации. Согласно журналу, 19.12.2014 г. в 8.30 час. была подана заявка ООО "Росгосстрах", которая зарегистрирована под номером 1. Согласно данным журнала регистрации заявок, заявка ООО "Росгосстрах", поданная 19.12.2014 г., была отозвана. 14.01.2014 г. в 10.45 час. (до момента вскрытия конвертов) ООО "Росгосстрах" вновь была подана заявка, которая была зарегистрирована в журнале под номером 6. В материалы жалобы представлен отзыв заявки, поданной 19.12.2014 г. в 8.30 час.
Таким образом, факт подачи участником двух заявок подтверждения не нашел.
При этом Комиссия обращает внимание на то, что ни Законом о закупах, ни положениями конкурсной документации, которыми, в свою очередь, предусмотрено право изменения или отзыва заявки, не установлено требование к форме отзыва заявки.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как указано выше, в соответствии с ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно требованиям документации о закупке, в составе заявки должно быть представлено, в том числе, предложение в отношении объекта закупки, обоснование предлагаемой цены.
Согласно документации о закупке, начальная (максимальная) цена контракта составляет 326 929,35 руб. При этом указано, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовался тарифный метод.
В соответствии с ч.8 ст.22 Закона о закупках, тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В обосновании начальной (максимальной) цены контракта, являющейся приложением к конкурсной документации, Заказчиком приведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта. При этом, в том числе, указаны марка транспортного средства, мощность, срок пользования техникой, разрешенная максимальная масса, год выпуска, базовый страховой тариф, коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат и иные коэффициенты.
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона об ОСАГО).
В соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (части 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО).
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что установленные в соответствии с обозначенным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.
Согласно п. 2.1 Положения "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденное ЦБ РФ 19.09.2014 N 431-П, страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.
Банк России установил Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Коэффициенты страховых тарифов, Требования к структуре страховых тарифов, а также Порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО (Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств") (далее - Указание Банка России).
В Приложении 2 к Указанию обозначены следующие коэффициенты, применяемые страховщиками при определении страховой премии: коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (коэффициент КТ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (коэффициент КО), коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (коэффициент КВС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE") (коэффициент КМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (коэффициент КПр), коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства ( коэффициент КС), коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (коэффициент КП), при наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", применяется коэффициент КН - 1,5.
Следовательно, цена контракта должна соответствовать применяемым тарифным ставкам и коэффициентам, утвержденным Указанием Банка России.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта, был осуществлен Заказчиком с применением конкретных коэффициентов При этом, Заказчиком были учтены необходимые обстоятельства и характеристики транспортных средств, которые находятся у него в собственности. В результате Заказчиком была определена начальная (максимальная) цена контракта 326 929,35 руб.
Комиссия отмечает, что предложенная всеми участниками закупки цена договора должна быть идентичной, поскольку только Заказчик обладает полной и достоверной информацией об объекте, а потенциальные же участники закупки, не обладая до момента заключения договора, указанными сведениями, не вправе применять иные коэффициенты, чем тот, который применен Заказчиком.
При указанных обстоятельствах, учитывая то, что при проведении закупки на оказание услуг, являющихся предметом закупки, начальная (максимальная) цена снижению не подлежит, победителем признается участник, подавший заявку, отвечающую всем требованиям, установленным в документации, содержащую лучшие условия исполнения контракта по иным критериям.
Комиссия отмечает, что предложенные ООО Страховая группа "Компаньон" и ООО "Росгосстрах" цены контракта - 319 659,74 руб. и 311 521,30 руб. соответственно, отличны от установленной Заказчиком, который, в свою очередь, как указано выше, обладает необходимой информацией при применении коэффициентов, не соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке, и, как следствие, с учетом положений ч. 2 и ч.3 ст.53 Закона о закупках, такие заявки не могли быть признаны надлежащими и подлежали отклонению.
Таким образом, Конкурсной комиссией нарушены положения ч.2 и ч.3 ст.53 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АльфаСтрахование" на действия Конкурсной комиссии СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0356200006014000018) в части признания заявки СОАО "ВСК" соответствующей, в части подачи ООО "Росгосстрах" двух заявок необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "АльфаСтрахование" на действия Конкурсной комиссии СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0356200006014000018) в части оценки заявки ООО "Росгосстрах" по критерию "Квалификация участника закупки" не подлежащей рассмотрению.
3.Признать в действиях Конкурсной комиссии СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр" нарушение ч.3 ст.52 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Конкурсной комиссии СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр" нарушение ч.2 ст.53 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать Конкурсной комиссии СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр", СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр предписание.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Конкурсной комиссии СГБУ ПК "Пермский лесопожарный центр к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 января 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2015