Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856100000214000294 ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 20.02.2015 г., подателю жалобы отказано в допуске к участию в закупке, поскольку опись документов не сшита в составе заявки на участие в конкурсе (представлена отдельно от заявки), в составе заявки представлен не полный пакет документов, документы, дополняющие заявку, были поданы в виде изменений в заявку на участие в конкурсе.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что к первоначально поданной заявке была приложена опись документов, которая была не сшита в составе заявки. Затем Обществом были поданы изменения в заявку, опись документов, входящих в состав изменения заявки, была сшита с измененной заявкой.
Довод Заявителя о том, что опись не должна быть сшита с заявкой, отклоняется как несостоятельный, поскольку опись является частью заявки и к описи должны предъявляться те же требования, что и к самой заявке, а именно требование о том, что все документы, входящие в состав заявки, должны быть прошиты. Такой вывод Комиссия делает по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе представляется по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации.
Требования к содержанию заявки установлены в части 2 статьи 51 Закона о закупках.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о закупках все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Аналогичное требование содержится в конкурсной документации (п.18.2).
Из буквального толкования Закона о закупках следует, что часть 4 ст. 51 Закона о закупках предусматривает строгие правила оформления заявки участника открытого конкурса, из которых следует, что Закон о закупках не предусматривает никаких иных, не прошитых в единый том документов, предоставляемых вместе с заявкой на участие в открытом конкурсе. Следовательно, опись, как отдельный документ, не входящий в заявку, не предусматривается правилами оформления заявки в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, опись является частью заявки и к описи должны предъявляться те же требования, что и к самой заявке, а именно требование о том, что все документы, входящие в состав заявки, должны быть прошиты.
В силу части 2 статьи 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При указанных выше обстоятельствах в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Заявитель также указывает на то, что им были поданы изменения в заявку, в которой содержались все необходимые документы, которые не были представлены первоначально, и указывает, что в данном случае опись была сшита с измененной заявкой.
Как указано выше, одним из оснований отклонения заявки явилось то, что в составе заявки был представлен не полный пакет документов, документы, дополняющие заявку, были поданы в виде изменений в заявку.
Представитель Конкурсной комиссии пояснил, что в заявке отсутствовал ряд документов, которые в обязательном порядке должны были содержаться в заявке, в частности, не был представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения), не были представлены копии учредительных документов участника открытого конкурса и др.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что первоначально поданная заявка содержит согласно описи, шесть документов: анкета участника, заявка, декларация о соответствии участника требованиям ФЗ, копии лицензий, выписка из ЕГРЮЛ, выданная ФНС России, доверенность N 106-391-Дхк Т15 от 18.08.2014 г.
В конкурсной документации Заказчиком установлены требования к составу заявки (п.17). Установленные требования коррелируют с требованиями, содержащимися в ч.2 ст.51 Закона о закупках.
Так, в частности, заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения (п.17.8), копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридических лиц) (п.17.6).
Такие документы, наряду с иными, не содержащимися в первоначально поданной заявке, были представлены Обществом в качестве изменений в заявку. Данные изменения согласно описи состоят из двадцати двух пунктов.
Вместе с тем, представление, в частности, копии устава, платежного поручения в измененной заявке, при условии отсутствия данных документов в первоначально поданной, нельзя признать надлежащим исполнением требований Закона о закупках и конкурсной документации в связи со следующим.
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения) (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках), копии учредительных документов (п.п. "д" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Как указано выше, в силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Из материалов жалобы следует, что требования к заявке на участие в открытом конкурсе, аналогичные содержащемся в п.5 ч.2 ст.51, п.п. "д" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках, предусмотрены п.17.8, п.17.6 конкурсной документации.
В соответствии со ст.43 Закона о закупках, участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
В документации о закупке (п.22) указано следующее: Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать свою заявку в следующем порядке:
Изменения в заявку на участие в конкурсе (далее - Изменения) предоставляются в виде новой редакции документов, содержащихся в заявке на участие в конкурсе. Изменения должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными для оформления заявки на участие в конкурсе.
В случае, если Изменения подписываются лицом, полномочия которого не подтверждаются документами, содержащимися в заявке на участие в конкурсе, в которую вносятся Изменения, к Изменениям должны быть приложены соответствующие документы или их копии о наделении такого лица полномочиями на внесение изменений в заявку на участие в конкурсе.
Изменения подаются в письменной форме в запечатанном конверте. На конверте с Изменениями, должны быть указаны слова "Изменения в заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Комиссия, с учетом норм Закона о закупках, с учетом положений конкурсной документации, с учетом оценки обстоятельств жалобы, с учетом представленных документов, пришла к выводу о том, что заявка ООО "Росгосстрах" не содержала, в том числе, указанные в п. 5 ч. 2 ст. 51, п.п. "д" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках, п. 17.6, п. 17.8 конкурсной документации документы.
Комиссия отмечает, что если поданные в составе заявки документы не соответствуют требованиям Закона о закупках и конкурсной документации, в том числе не содержат обязательных сведений, информации, реквизитов, то такие документы не могут считаться поданными, соответственно, отсутствуют в составе заявки на участие в открытом конкурсе и последующее представление таких документов, оформленных надлежащим образом, является не изменением такой заявки, а дополнением ранее отсутствовавшими (не представленными с заявкой) в составе заявки на участие в открытом конкурсе документами.
Представленные в измененной заявке как платежное поручение N 697 от 25.12.2014 г., так и, в частности, устав, с учетом того, что в первоначально поданной заявке они отсутствовали, свидетельствует о том, что податель жалобы представил новые (дополнительные) документы.
С учетом изложенного выше, поскольку требования Закона о закупках и конкурсной документации, предъявляемые к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, к учредительным документам (в частности, устав), при подаче заявки на участие в открытом конкурсе ООО "Росгосстрах" не соблюдены, заявка не могла быть признана соответствующей требованиям Закона о закупках и требованиям конкурсной документации, и, как следствие, надлежащей; участникам конкурса не предоставлено право вносить изменения в ненадлежащую заявку в целях восполнения изначально имеющих место быть недостатков и, таким образом приводить заявку на участие в конкурсе в соответствие с требованиями Закона о закупках и конкурсной документации.
Таким образом, при установленных обстоятельствах дополнительно поданные документы не приобрели статус изменения заявки, поскольку первоначальная заявка не содержала всех требуемых законом документов, то есть была оформлена ненадлежащим образом и не могла быть допущена к участию в конкурсе; процедура дополнения комплекта документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе (восполнения недостающих документов), Законом о закупках не предусмотрена.
Комиссия отмечает, что с учетом требований ст. 43, ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, изменить можно только ту информацию, которая уже ранее содержалась в составе первоначально поданной заявки на участие в конкурсе (вне зависимости от формы ее выражения: документ, сведения или порядок заверения копий документов), поэтому ООО "Росгосстрах" при подаче заявки на участие в конкурсе (до внесения изменений) не представлен, в том числе, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, и содержащий отметку банка или сведения о заверении копии платежного поручения, не представлены учредительные документы, в частности, устав, предусмотренные ч. 2 ст. 51 Закона о закупках.
При указанных обстоятельствах в действиях Конкурсной комиссии, отклонившей заявку в связи с тем, что в ней был представлен не полный пакет документов, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с п.3 ч.10 ст.53 Закона о закупках, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации.
Не указание в протоколе рассмотрения и оценки заявок от 20.02.2015 г. документов, которые отсутствуют в составе заявки, нельзя признать надлежащим соблюдением требований п.3 ч.10 ст.53 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах" на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294) необоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" нарушение п.3 ч.10 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не привело к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы и не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2015