Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу СОАО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856100000214000294 ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 20.02.2015 г., заявке СОАО "Ингосстрах" присвоен первый номер, заявке подателя жалобы присвоен третий номер.
Заявитель полагает, что Конкурсная комиссия незаконно признала заявку СОАО "Ингосстрах" соответствующей требованиям конкурсной документации. Также считает, что Конкурсная комиссия незаконно присвоила подателю жалобы ноль баллов по показателю "наличие собственной круглосуточной диспетчерской службы" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в первоначально поданной заявке СОАО "Ингосстрах" содержался следующий документ - "документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе", согласно которому, СОАО "Ингосстрах" гарантирует внесение обеспечения исполнения заявки в размере, установленном Заказчиком, до момента вскрытия конвертов с заявками . Платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения будут предоставлены участником конкурса в составе изменений в конкурсную заявку (далее - гарантийное письмо).
Обществом 30.01.2015 г. поданы изменения к заявке, содержащие, в том числе, платежное поручение от 26.12.2014 N 48434 с отметкой банка.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения) (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках).
Таким образом, Законом о закупках императивно установлено какой именно платежный документ должен быть представлен в составе заявки.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как следует из материалов жалобы требование к заявке на участие в открытом конкурсе, аналогичное содержащемуся в п.5 ч.2 ст.51 Закона о закупках, предусмотрено п.17.8 конкурсной документации.
В соответствии со ст.43 Закона о закупках, участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
В документации о закупке (п.22) указано следующее: Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать свою заявку в следующем порядке:
Изменения в заявку на участие в конкурсе (далее - Изменения) предоставляются в виде новой редакции документов, содержащихся в заявке на участие в конкурсе. Изменения должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными для оформления заявки на участие в конкурсе.
В случае, если Изменения подписываются лицом, полномочия которого не подтверждаются документами, содержащимися в заявке на участие в конкурсе, в которую вносятся Изменения, к Изменениям должны быть приложены соответствующие документы или их копии о наделении такого лица полномочиями на внесение изменений в заявку на участие в конкурсе.
Изменения подаются в письменной форме в запечатанном конверте. На конверте с Изменениями, должны быть указаны слова "Изменения в заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Комиссия, с учетом норм Закона о закупках, с учетом положений конкурсной документации, с учетом оценки обстоятельств жалобы, с учетом представленных документов, пришла к выводу о том, что заявка СОАО "Ингосстрах" не содержала указанный в п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, п. 17.8 конкурсной документации документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения).
Комиссия отмечает, что если поданные в составе заявки документы не соответствуют требованиям Закона о закупках и конкурсной документации, в том числе не содержат обязательных сведений, информации, реквизитов, то такие документы не могут считаться поданными, соответственно, отсутствуют в составе заявки на участие в открытом конкурсе и последующее представление таких документов, оформленных надлежащим образом, является не изменением такой заявки, а дополнением ранее отсутствовавшими (не представленными с заявкой) в составе заявки на участие в открытом конкурсе документами.
Изначальное представление обществом гарантийного письма, а в последующем представление платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, свидетельствует о том, что СОАО "Ингосстрах" представило новые (дополнительные) документы, ранее отсутствовавшие в заявке.
С учетом изложенного выше, поскольку требования Закона о закупках и конкурсной документации, предъявляемые к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе ОСАО "Ингосстрах" не соблюдены, заявка не могла быть признана соответствующей требованиям Закона о закупках и требованиям конкурсной документации, и, как следствие, надлежащей; участникам конкурса не предоставлено право вносить изменения в ненадлежащую заявку в целях восполнения изначально имеющих место быть недостатков и, таким образом приводить заявку на участие в конкурсе в соответствие с требованиями Закона о закупках и конкурсной документации.
Таким образом, при установленных обстоятельствах дополнительно поданные документы не приобрели статус изменения заявки, поскольку первоначальная заявка не содержала всех требуемых законом документов, то есть была оформлена ненадлежащим образом и не могла быть допущена к участию в конкурсе; процедура дополнения комплекта документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе (восполнения недостающих документов), Законом о закупках не предусмотрена.
Комиссия отмечает, что с учетом требований ст. 43, ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, изменить можно только ту информацию, которая уже ранее содержалась в составе первоначально поданной заявки на участие в конкурсе (вне зависимости от формы ее выражения: документ, сведения или порядок заверения копий документов), поэтому ОСАО "Ингосстрах" при подаче заявки на участие в конкурсе (до внесения изменений) не представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, предусмотренный ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, и содержащий отметку банка или сведения о заверении копии платежного поручения.
Все доводы представителя СОАО "Ингосстрах" о том, что заявка соответствовала требованиям документации, отклоняются по указанным выше основаниям. Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в требованиях конкурсной документации четко указано, что изменения предоставляются в виде новой редакции документов, содержащихся в заявке на участие в конкурсе, тогда как указано выше, платежное поручение в первоначально поданной заявке отсутствовало.
Таким образом, поскольку заявка СОАО "Ингосстрах" не соответствовала требованиям, указанным в документации, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение ч.3 ст.53 Закона о закупках.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о закупках, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Согласно ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании указанной нормы, довод Заявителя о том, что Конкурсная комиссия незаконно присвоила подателю жалобы ноль баллов по показателю "наличие собственной круглосуточной диспетчерской службы" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", рассмотрению не подлежит.
Комиссия отмечает, что в жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", создав преимущественные условия для участников закупки. Поскольку Комиссией осуществлялось рассмотрение жалобы исключительно в рамках Закона о закупках, в данной части жалоба подлежит передаче в отдел контроля финансовых рынков Пермского УФАС России.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу СОАО "ВСК" на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294) в части незаконного допуска СОАО "Ингосстрах" обоснованной.
2. Признать жалобу СОАО "ВСК" на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294) в части оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" нарушение ч.3 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы СОАО "ВСК" (вх. N 002661-15 от 25.02.2015 г.).
5.Материалы жалобы передать в отдел контроля финансовых рынков Пермского УФАС России.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2015