Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ОАО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856100000214000294 ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 20.02.2015 г., заявке СОАО "Ингосстрах" присвоен первый номер, заявке ОАО "СОГАЗ" второй, заявке СОАО "ВСК" третий, заявке подателя жалобы присвоен четвертый номер.
Заявитель полагает, что Конкурсная комиссия незаконно признала заявки СОАО "Ингосстрах", ОАО "СОГАЗ", СОАО "ВСК" соответствующими требованиям конкурсной документации.
Комиссия находит доводы Заявителя обоснованными в части.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в первоначально поданной заявке СОАО "Ингосстрах" содержался следующий документ - "документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе", согласно которому, СОАО "Ингосстрах" гарантирует внесение обеспечения исполнения заявки в размере, установленном Заказчиком, до момента вскрытия конвертов с заявками . Платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения будут предоставлены участником конкурса в составе изменений в конкурсную заявку (далее - гарантийное письмо).
Обществом 30.01.2015 г. поданы изменения к заявке, содержащие, в том числе, платежное поручение от 26.12.2014 N 48434 с отметкой банка.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а также документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения) (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках).
Таким образом, Законом о закупках императивно установлено какой именно платежный документ должен быть представлен в составе заявки.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как следует из материалов жалобы требование к заявке на участие в открытом конкурсе, аналогичное содержащемуся в п.5 ч.2 ст.51 Закона о закупках, предусмотрено п.17.8 конкурсной документации.
В соответствии со ст.43 Закона о закупках, участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
В документации о закупке (п.22) указано следующее: Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать свою заявку в следующем порядке:
Изменения в заявку на участие в конкурсе (далее - Изменения) предоставляются в виде новой редакции документов, содержащихся в заявке на участие в конкурсе. Изменения должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными для оформления заявки на участие в конкурсе.
В случае, если Изменения подписываются лицом, полномочия которого не подтверждаются документами, содержащимися в заявке на участие в конкурсе, в которую вносятся Изменения, к Изменениям должны быть приложены соответствующие документы или их копии о наделении такого лица полномочиями на внесение изменений в заявку на участие в конкурсе.
Изменения подаются в письменной форме в запечатанном конверте. На конверте с Изменениями, должны быть указаны слова "Изменения в заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Комиссия, с учетом норм Закона о закупках, с учетом положений конкурсной документации, с учетом оценки обстоятельств жалобы, с учетом представленных документов, пришла к выводу о том, что заявка СОАО "Ингосстрах" не содержала указанный в п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, п. 17.8 конкурсной документации документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения).
Комиссия отмечает, что если поданные в составе заявки документы не соответствуют требованиям Закона о закупках и конкурсной документации, в том числе не содержат обязательных сведений, информации, реквизитов, то такие документы не могут считаться поданными, соответственно, отсутствуют в составе заявки на участие в открытом конкурсе и последующее представление таких документов, оформленных надлежащим образом, является не изменением такой заявки, а дополнением ранее отсутствовавшими (не представленными с заявкой) в составе заявки на участие в открытом конкурсе документами.
Изначальное представление обществом гарантийного письма, а в последующем представление платежного поручения с отметкой банка о проведении платежа, свидетельствует о том, что СОАО "Ингосстрах" представило новые (дополнительные) документы, ранее отсутствовавшие в заявке.
С учетом изложенного выше, поскольку требования Закона о закупках и конкурсной документации, предъявляемые к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, при подаче заявки на участие в открытом конкурсе ОСАО "Ингосстрах" не соблюдены, заявка не могла быть признана соответствующей требованиям Закона о закупках и требованиям конкурсной документации, и, как следствие, надлежащей; участникам конкурса не предоставлено право вносить изменения в ненадлежащую заявку в целях восполнения изначально имеющих место быть недостатков и, таким образом приводить заявку на участие в конкурсе в соответствие с требованиями Закона о закупках и конкурсной документации.
Таким образом, при установленных обстоятельствах дополнительно поданные документы не приобрели статус изменения заявки, поскольку первоначальная заявка не содержала всех требуемых законом документов, то есть была оформлена ненадлежащим образом и не могла быть допущена к участию в конкурсе; процедура дополнения комплекта документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе (восполнения недостающих документов), Законом о закупках не предусмотрена.
Комиссия отмечает, что с учетом требований ст. 43, ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, изменить можно только ту информацию, которая уже ранее содержалась в составе первоначально поданной заявки на участие в конкурсе (вне зависимости от формы ее выражения: документ, сведения или порядок заверения копий документов), поэтому ОСАО "Ингосстрах" при подаче заявки на участие в конкурсе (до внесения изменений) не представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, предусмотренный ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, и содержащий отметку банка или сведения о заверении копии платежного поручения.
Все доводы представителя СОАО "Ингосстрах" о том, что заявка соответствовала требованиям документации, отклоняются по указанным выше основаниям. Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в требованиях конкурсной документации четко указано, что изменения предоставляются в виде новой редакции документов, содержащихся в заявке на участие в конкурсе, тогда как указано выше, платежное поручение в первоначально поданной заявке отсутствовало.
Таким образом, поскольку заявка СОАО "Ингосстрах" не соответствовала требованиям, указанным в документации, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение ч.3 ст.53 Закона о закупках.
Доводы Заявителя о том, что Конкурсной комиссии следовало отклонить заявки СОАО "ВСК", ОАО "СОГАЗ", поскольку копии платежных поручений, представленные в составе заявок, не были заверены банком.
Комиссией установлено, что в составе заявок СОАО "ВСК", ОАО "СОГАЗ" были приложены платежные поручения N 36158 от 25.12.2014 г., 85177 от 30.12.2014 г. соответственно, на обеспечение участия в открытом конкурсе, полученные и сформированные в электронном виде с использованием электронных средств платежа, посредством электронной системы, которые содержат отметку банка плательщика (электронный штамп банка плательщика с указанием даты проведения операции - 25.12.2014 г. и 30.12.2014 г. соответственно, за подписью уполномоченного лица банка в форме указанного штампа), вид платежа - электронный, указаны даты списания денежных средств и поступления платежных поручений в банк.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Конкурсной комиссии пояснил, что на момент рассмотрения и оценки заявок денежные средства в качестве обеспечения заявок поступили на счет Заказчика.
Как указано выше, Законом о закупках императивно установлено какой именно платежный документ должен быть представлен в составе заявки. При этом, правила и порядок заполнения платежных поручений Законом о закупках не установлен.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона РФ от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Согласно частям 1 - 3 статьи 5 и частям 1 - 2 статьи 8 указанного Федерального закона оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).
Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
Согласно п. 1.9 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств от 19.06.2012 N 383-П, утвержденного Центральным Банком РФ (далее - Правила), перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
В силу пункта 1.10 Правил перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к данному Положению. Указанные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 Правил.
В соответствии с п. 4.6 Правил исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.
Согласно пунктам 5.3, 5.4 Правил реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1-3 к данным Правилам.
Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
Как следует из материалов жалобы, распоряжение о переводе денежных средств по указанному выше платежному поручению было оформлено ОАО "СОГАЗ" и СОАО "ВСК" и предъявлено в банк в электронном виде, а не на бумажном носителе.
Согласно Приложению N 1 к Правилам в строке N 45 платежного поручения "Отметки банка" указывается следующее: в платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Таким образом, если платежное поручение оформлено в электронном виде, в разделе "отметки банка" должна быть указана дата его исполнения.
Как следует из материалов жалобы, СОАО "ВСК", ОАО "СОГАЗ" уплатили в качестве обеспечения заявки денежные средства с применением электронной системы платежей.
Комиссия также установила, что в представленных обществами платежных поручениях указан вид платежа - электронно, в поле "Списано со счета плательщика" - указана дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "Отметки банка" имеется штамп банка плательщика, подтверждающий проведение платежа и дата его проведения.
Учитывая вышеизложенное, спорные платежные поручения соответствуют требованиям Правил, а также положениям пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о закупках и конкурсной документации и подтверждают факт перечисления ОАО "СОГАЗ", СОАО "ВСК" денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе. Кроме того, как отмечалось ранее, денежные средства к моменту рассмотрения и оценки заявок поступили на расчетный счет Заказчика.
Довод Заявителя о том, что копии платежных поручений, представленные в составе заявок, не были заверены банком, и, как следствие, Конкурсной комиссии надлежало отклонить такие заявки, признается Комиссией несостоятельным. Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, ОАО "СОГАЗ", СОАО "ВСК" в составе заявки было представлено платежное поручение в письменной форме, содержащее отметку банка. При этом Закон о закупках не содержит указания на то, что оплата обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не может быть произведена участником в электронном виде, и платежное поручение в банк может быть подано участником только на бумажном носителе.
При указанных выше обстоятельствах в действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "АльфаСтрахование" на действия Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0856100000214000294) в части незаконного допуска СОАО "Ингосстрах" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" нарушение ч.3 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы СОАО "ВСК" (вх. N 002661-15 от 25.02.2015 г.).
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Пермскому краю" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2015