Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Экологическая перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ комбинат "Минерал" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на обслуживание профессионалами АСФ (аварийно-спасательными формированиями) опасного производственного объекта ФГКУ комбинат "Минерал" (извещение N 0356100005115000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100005115000002 Заказчиком проводилась закупка на обслуживание профессионалами АСФ (аварийно-спасательными формированиями) опасного производственного объекта ФГКУ комбинат "Минерал".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к государственному контракту) Исполнитель обязуется: иметь свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в ЧС, выданное аттестационной комиссией федеральных органов исполнительной власти в соответствии с требованиями п.6, 7 и 12 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г N1091 со сроком действия, распространяющимся на весь срок действия Контракта по аукциону (п.п. 1 п.12), обеспечить Виды аварийно-спасательных работ: поисково - спасательные, газоспасательные согласно требований статьи 5 ФЗ-151 от 22.08.1995 г;(п.п.3 п.12).
Заявитель полагает, что предъявление требования о наличии у Подрядчика аттестации на дополнительный вид аварийно-спасательных работ в части проведения поисково-спасательных работ, является неправомерным, дублирующим видом аварийно-спасательных работ и не применимым на участках опасных производственных объектах ФГКУ комбинат "Минерал".
В целях принятия объективного решения по жалобе, 04.02.2015 г. Пермским УФАС России в адрес МЧС по Пермскому краю был направлен запрос (исх. N 01165-15).
В ответе (вх. N 001607-15/ф от 05.02.2015 г.) указано следующее: на основании раздела 9 Технического задания к требованиям на проведение работ отнесено обеспечение круглосуточного обслуживания объекта силами специально подготовленных подразделений спасателей к ликвидации аварийного розлива нефтепродуктов. В соответствии с уставом аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утвержденным Министерством экономики Российской Федерации 28.07.2000, согласованным с Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации 12.07.2000 N 02-35/314 (далее - Устав), данный вид работ относится к газоспасательным работам. Газоспасательные работы - один из видов аварийно-спасательных работ, характеризуются необходимостью их выполнения в условиях наличия в окружающей среде и превышающих предельно допустимые концентрации токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ с применением изолирующих средств индивидуальной защиты.
К основным газоспасательным работам относятся:
поиск людей в загазованном токсичным веществом помещении и (или) на загазованной токсичным веществом территории;
оказание помощи застигнутым аварией людям (включение в изолирующий дыхательный аппарат, остановка артериального кровотечения, безопасная транспортировка из зоны поражения);
выполнение мероприятий по приостановке работы на опасном производственном объекте в случае возникновения аварии;
ведение разведки очага аварии с целью уточнения места и причины аварии, границ ее распространения;
выполнение работ по локализации и ликвидации последствий аварии, в том числе работ по дегазации зараженных помещений и (или) территорий.
Основными задачами аварийно-спасательный формирований являются:
-выполнение газоспасательных работ по оказанию помощи людям.
-выполнение газоспасательных работ по локализации и ликвидации аварий и их последствий.
На основании вышеизложенного, проведение работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов включает в себя проведение поисково-спасательных работ на опасном производственном объекте как один из этапов проведения газоспасательных работ. Поисково-спасательные работы как самостоятельный вид аварийно-спасательных работ при локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродукта не проводится.
Таким образом, принимая во внимание приведенное выше письмо, Комиссия пришла к выводу о том, что для выполнения работ, являющихся предметом закупки (в данной части), достаточно иметь свидетельство на вид аварийно-спасательных работ - газоспасательные работы, поскольку в спорном случае поисково-спасательные работы являются составной частью газоспасательных работ.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия отмечает, что в перечне документов, которые должен представить в составе второй части заявки участник закупи, нет требования о предоставлении каких-либо разрешительных документов.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы, требование о наличии таких документов установлено Заказчиком в Техническом задании, тогда как в соответствии с нормами Закона о закупках, обозначенными выше, такое требование надлежит устанавливать именно к составу второй части заявки.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно п.4-5 раздела 12 "Иные требования" Технического задания Исполнитель обязан обеспечить вывоз и утилизацию загрязнённого грунта и устранять разлив нефтепродукта федерального уровня. Таким образом, грунт, образовавшийся при аварии на опасном производственном объекте, связанный с разливом будет загрязнен нефтепродуктами и будет являться отходом производства.
В соответствии с Уставом, дегазация - это обезвреживание (нейтрализация, разбавление) или удаление опасных химических веществ с зараженной местности, различных объектов и из воды.
Таким образом, при разливе нефтепродуктов необходимо выполнить комплекс работ, в том числе по локализации, ликвидации последствий аварии и удалению с территории ФГУ Минерал опасных химических веществ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015), отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015), отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию и действует до 30 июня 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ. С 1 июля 2015 г лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
Согласно Приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 N 33393) отходы, образующиеся при ликвидации загрязнений окружающей среды (при разливе нефтепродуктов) относятся к опасным отходам, в частности,
9 31 100 01 39 3 |
грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) |
9 31 100 03 39 4 |
грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) |
Таким образом, Подрядчик в соответствии с условиями документации о закупки должен осуществлять деятельность, которая является лицензируемой (за исключением вывоза), и, как следствие, в документации о закупке необходимо установить требование о наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности, а с 1 июля 2015 г., как указано выше, лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Поскольку указанное выше требование не установлено, Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия обращает внимание на то, что из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что предоставление в составе второй части заявки разрешительных документов требуется только в том случае, если это прямо следует из положений документации об аукционе и предоставление таких документов прямо предусмотрено действующим законодательством.
Неопределенность, противоречивость, неполнота положений документации об аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В этой связи, условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Согласно проекту контракта (п.2.3.4) Исполнитель обязуется своими силами обеспечить полную ликвидацию ЧС (н) (включая вывоз и утилизацию загрязненного грунта). Довод Заказчика о том, что возможно привлечение субподрядной организации отклоняется, поскольку из аукционной документации следует обратное. Комиссия полагает необходимым отметить, что объединение видов работ, для выполнения которых необходимы различные разрешительные документы (при требовании о выполнении всех работ лично), может свидетельствовать о наличии признаков ограничения конкуренции, и, как следствие, может возникнуть вопрос о наличии технологической и функциональной взаимосвязи. Однако, данный вопрос не являлся предметом рассмотрения настоящей жалобы.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экологическая перспектива" на действия ФГКУ комбинат "Минерал" при проведении электронного аукциона на обслуживание профессионалами АСФ (аварийно-спасательными формированиями) опасного производственного объекта ФГКУ комбинат "Минерал" (извещение N 0356100005115000002) обоснованной.
2. Признать в действиях ФГКУ комбинат "Минерал" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях ФГКУ комбинат "Минерал" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. Признать в действиях ФГКУ комбинат "Минерал" выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
5. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание ФГКУ комбинат "Минерал", Аукционной комиссии ФГКУ комбинат "Минерал", Оператору электронной площадки.
6. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ФГКУ комбинат "Минерал" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2015