Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Медком-МП" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ГДП N 3" (далее - Заказчик) при проведении аукциона на поставку расходных материалов из резины (извещение N 0356300018414000106),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300018414000106 Заказчиком проводилась закупка на поставку расходных материалов из резины.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
Требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона, установлены в Главе 5 "Техническое задание (Спецификация) на поставку товара.
Так, в частности, к поставке требуются следующие товары:
- перчатки смотровые стерильные нитриловые со следующими характеристиками: перчатки смотровые нитриловые стерильные для диагностических обследований и терапевтических процедур, требующих стерильности, включая гинекологические осмотры. Гипоаллергенные из-за отсутствия протеинов натурального латекса, неопудренные для снижения риска контактного дерматита. Текстурированные на пальцах для улучшенного захвата инструментов. Белого цвета для дифференцирования и оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах. Упакованы в индивидуальную износостойкую пластиковую стерильную упаковку для возможности использования в сумках-укладках. Размер S (позиция 10).
- перчатки смотровые стерильные нитриловые со следующими характеристиками: Перчатки смотровые нитриловые стерильные для диагностических обследований и терапевтических процедур, требующих стерильности, включая гинекологические осмотры. Гипоаллергенные из-за отсутствия протеинов натурального латекса, неопудренные для снижения риска контактного дерматита. Текстурированные на пальцах для улучшенного захвата инструментов. Белого цвета для дифференцирования и оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах. Упакованы в индивидуальную износостойкую пластиковую стерильную упаковку для возможности использования в сумках-укладках. Размер M.
Заявитель полагает, что требования, обозначенные в документации о закупке, огранивают количество участников закупки, поскольку описанию соответствует товар одного производителя, также указывает на то, что цвет перчаток и упаковка являются излишними.
Комиссия, заслушав пояснения сторон, оценив представленные в материалы жалобы документы, пришла к следующим выводам.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
По указанному основанию, отклоняется довод Заявителя о том, что цвет перчаток и упаковка являются излишними требованиями.
Вместе с тем, Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках (в спорной части), должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Поскольку в ходе рассмотрения жалобы было установлено (и подтверждено представителем Заказчика), что совокупности установленных требований к перчаткам по позиции 10 и 11 Технического задания, соответствует товар одного производителя, а именно, перчатки EPIK, Heliomed, Австрия, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о закупках, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в адрес Заказчика было направлено четыре запроса о разъяснении положений документации о закупке.
При этом, один из документов, направленный Заказчику как запрос, содержащий указание на то, что участник будет обращаться в ФАС и другие компетентные органы для проверки деятельности Заказчика, не является таковым по сути, и, как следствие, каких-либо разъяснений не требует.
Вместе с тем, в действиях Заказчика, не указавшего в разъяснениях положений документации предметы иных запросов, имеется нарушение ч.4 ст.65 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медком-МП" на действия ГБУЗ ПК "ГДП N 3" при проведении аукциона на поставку расходных материалов из резины (извещение N 0356300018414000106) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "ГДП N 3" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "ГДП N 3" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.4 ст.65 Закона о закупках.
4. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание ГБУЗ ПК "ГДП N 3", Аукционной комиссии ГБУЗ ПК "ГДП N 3", Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГБУЗ ПК "ГДП N 3 к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2015