Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "ПК "Технические средства безопасности" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МБУ "Центр интеллектуальной транспортной системы" при проведении электронного аукциона N 0358300439515000006 "Закупка дорожных знаков (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Безусова Л.Н.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель указывает, что Заказчиком не соблюдены требования ГОСТа, установлены избыточные требования к товарам.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик пояснил, что требования к товарам установлены в соответствии с имеющейся у него потребностью.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
25.02.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 979 000.00 рублей.
1) ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний.
Согласно п. 5.3.3 ГОСТа световозвращающие пленки для изготовления знаков подразделяют на следующие типы:
А - пленки со средней интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков) или микропризм;
Б - пленки с высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках, или микропризм;
В - пленки с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из микропризм.
ГОСТом установлена возможность изготовления знаков не только из световозвращающей пленки, имеющей оптическую систему из микропризм.
Приложением N 1 "Объект закупки" установлено: "лицевые поверхности стандартных дорожных знаков должны быть изготовлены из световозвращающей пленки, имеющей оптическую систему из микропризм".
Заказчик устанавливает безальтернативное требование о необходимости изготовления знаков из световозвращающей пленки, имеющей оптическую систему из микропризм.
Обоснование использования знаков, изготовленных исключительно из указанной пленки, в документации отсутствует.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В свою очередь, одним из установленных ст. 33 Закона правил описания объекта закупки является использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона).
Заказчик при описании объекта закупки использовал показатели, установленные не в соответствии с указанным ГОСТом.
Обоснование необходимости использования показателей, отличных от указанных в ГОСТе, документация не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
Согласно п. 5.3.4 названного ГОСТа все элементы световозвращающей поверхности знака должны изготовляться из пленки одного типа и иметь одинаковую оптическую систему.
Приложением N 1 установлено: "для обеспечения гарантийного срока службы лицевой поверхности знака все элементы изображения на лицевой поверхности должны быть выполнены из материалов одного производителя (в т.ч. из пленки одного типа, имеющей одинаковую оптическую систему)".
ГОСТ не предъявляет требования о необходимости изготовления пленки одним производителем, в то время как Заказчик данное требование установил.
Обоснование необходимости установления данного требования в нарушение положений ГОСТа в документации отсутствует.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
Согласно ГОСТу 5.7.1 маркировку знака общей площадью не более 100 см2 наносят на его обратную сторону.
Приложением N 1 к документации установлено: "на лицевой поверхности пленки должна быть нанесена маркировка, позволяющая однозначно идентифицировать данную пленку".
Заказчик указал о необходимости нанесения маркировки на лицевую поверхность пленки, что не соответствует требованиям ГОСТа.
Обоснование указанного требования в документации отсутствует.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
2) Приложением N 1 установлено: "помимо стандартного сертификата соответствия по п. 1.9 ниже Заказчику должно быть представлено заключение аккредитованной в РФ лаборатории и/или гарантийное письмо о соответствии пленки требованиям настоящего технического задания".
Заявитель указывает, что получение заключения в аккредитованной в РФ лаборатории требует больших временных затрат.
Получение указанного заключения Заказчиком не установлено в императивном порядке.
Довод Заявителя необоснован.
3) Приложением N 1 к документации установлено: "маркировка на лицевой поверхности знаков, нанесенная в соответствии с требованиями п. 1.4 выше, должна однозначно идентифицировать данную пленку, как пленку типа Б по ГОСТ Р 52290, и отличить ее от иных пленок, имеющих оптическую систему из микропризм, относящихся к типам А по ГОСТ Р 52290".
Заявитель указывает, что маркировка по типа А и по типу Б установлена российским законодательством, ввиду чего в случае поставки товаров иностранного производителя не возможно соблюдение указанного требования.
Доказательств, подтверждающих указанную позицию, Заявителем не представлено.
Довод Заявителя не основан на нормах Закона, имеет надуманный характер.
4) Приложением N 1 установлено: "основы дорожных знаков выполняются из стали оцинкованной толщиной от 1,0 до 1,5 мм с I классом покрытия по ГОСТ 14918-80".
Заявитель полагает, что указанное требование Заказчика носит "избыточный" характер.
Заявитель не указывает чему противоречит данный пункт документации и чем нарушает права Заявителя.
Довод Заявителя необоснован.
5) В адрес Заказчика поступил запрос о разъяснении положений документации (запрос от 25.02.2015 г. 12:17).
27.02.2015 г. Заказчиком дан ответ следующего содержания: "крепление для дорожных знаков является индивидуальной разработкой производителей. Предоставление фото либо чертежа невозможно. Подробные характеристики универсального крепления дорожного знака приведены в Приложение 1 к документации об аукционе в электронной форме".
Текст запроса на сайте закупок не опубликован.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
Отсутствие предмета запроса на сайте исключает для потенциальных участников закупки возможность оценить, применить ответ; определить потребность Заказчика с учетом ответа.
Заказчиком нарушена ч. 4 ст. 65 Закона.
Согласно статье 7 Закона в Российской Федерации обеспечивается сводный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком не соблюден указанный принцип Закона.
6) В положениях ч. 1 ст. 31 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона в сфере закупок информация об установленных заказчиком единых и дополнительных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 Закона указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования Заказчика к участникам закупки (ч.ч. 1, 1.1 ст. 31 Закона) установлены в п. 12 информационной карты документации.
Извещение о проведении закупки содержит требования Заказчика в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31 Закона.
Иные требования к участникам закупки (п.п. 3, 4, 5, 7, 9 ч. 1 ст. 31 Закона) извещение не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
7) Согласно извещению Заказчиком установлено требование о соответствии участников закупки требованиям по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик вправе установить данное требование к участнику закупки в том случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации для поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПК "Технические средства безопасности" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч. 5, 6 ст. 31, ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
об отмене сформированных протоколов (в случае их наличия);
о внесении изменений в документацию об аукционе путем исполнения требований ст.ст. 31, 64, 65 Закона;
о продлении сроков подачи заявок в соответствии со ст. 65 Закона;
о совершении действий, установленных Законом.
4. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2015