Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 марта 2015 г. N 409/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N355/03, 409/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0858100000115000016 "Поставка материалов" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заявителя-1 (Корниловой Е.А.), представителей Заказчика (Токиной В.В., Бычкова И.В., Лукьянчикова А.И.), в отсутствии представителя Заявителя-2,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалобы Заявителя-1, Заявителя-2 на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях не признал доводы жалоб Заявителя-1, Заявителя-2, указал, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0858100000115000016 от 03.03.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 15 092 063,15 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 19.03.2015 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу п.4 ст.42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с Законом.
В извещении о проведении аукциона Заказчик установил следующее ограничение участия в определении поставщика:
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, а также Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства", заказчиком установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. |
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из содержания извещения и документации об аукционе, размещенных на официальном сайте, Заказчик проводит закупку материалов (трубы, гвозди, эмаль и др.).
Действие постановления Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" распространяется исключительно на закупки, проводимые в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно п.1 ст.3 Федерального Закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный оборонный заказ - это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Поставка материалов (трубы, гвозди, эмаль и др.) не является поставкой товаров для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставкой продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Заказчик на заседании Комиссии Ростовского УФАС также пояснил, что рассматриваемая закупка не относится к государственному оборонному заказу.
Таким образом, Правительством Российской Федерации не установлен запрет на допуск закупаемых данным аукционом товаров, происходящих из иностранных государств.
Заказчик, установив в извещении о проведении электронного аукциона ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства, нарушил ч.5 ст.63 Закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В силу ч.6 ст.66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п.24 Информационной карты документации об аукционе Заказчик установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, содержать "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов (в соответствии с требованиями ст. 14 Закона о контрактной системе, положениями постановления правительства от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства", положениями ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашение правительств Государств - участников стран СНГ 20.11.2009 г. "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" вторая часть заявки должна содержать сертификат (сертификаты) (копии) о происхождении товара формы СТ-1)".
Внеплановая проверка показала, что законодательством Российской Федерации, в том числе Законом, постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 года N 1224, не установлены ограничения на поставку товара, являющегося предметом данного аукциона.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания требовать от участника электронного аукциона предоставления в составе второй части заявки сертификаты о происхождении товара формы СТ-1.
Следовательно, Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе с нарушением положений ч.ч.5, 6 ст.66 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
п.1 ч.1 ст.33 Закона: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
п.2 ч.1 ст.33 Закона: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона под объектом закупки надлежит понимать закупаемые товары, работы, услуги.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в силу требований, указанных в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно поз.2 Раздела 3 "Техническая часть документации" Заказчику требуется к поставке товар "лист", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
п/п |
Наименование товара |
Максимальные значения показателей |
Минимальные значения показателей |
2 |
Лист |
Относительное удлинение 4,% не более 24 |
Относительное удлинение 4,% не более 22 |
Холоднокатаный. ГОСТ 16523-97. Марка стали 08пс или кп. Размер длина 2500 мм, ширина 1250 мм, толщина не менее 2 мм. Группа прочности ОК 300В, или ОК 360В, или ОК 370 В. |
Однако в п.4.1.4 "ГОСТ 16523-97. Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 04.04.1999 N 113) установлено следующее: для листов группы прочности ОК 300В относительное удлинение 4,% не менее 24, для листов группы прочности ОК 360В и ОК 370В относительное удлинение 4,% не менее 22,
Кроме того, согласно приложению Б ГОСТ 16523-97 марки стали, указанные Заказчиком применяются для иных групп прочности:
Приложение Б
(справочное)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАРКИ СТАЛИ
Группа прочности |
Марка стали |
ОК300В ОК360В ОК370В |
Ст1, Ст2 (всех степеней раскисления) Ст3 (всех степеней раскисления) Ст3пс, Ст3сп |
Таким образом, Заказчик установил по товару "лист" требования к показателям "относительное удлинение", "марка стали" и "группа прочности" не соответствующие требованиям ГОСТ 16523-97.
Согласно поз.3 Раздела 3 "Техническая часть документации" Заказчику требуется к поставке товар "труба профильная", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
п/п |
Наименование товара |
Максимальные значения показателей |
Минимальные значения показателей |
3 |
Труба профильная прямоугольная стальная |
Площадь сечения не более 8,57 см2. Масса 1-м, кг не более 6,73. Момент инерции см 4, Ix, не более 13,73. Момент сопротивления см 3, Wy, не более 12,37 . |
Площадь сечения не менее 5,48 см2. Масса 1-м, кг не менее 4,30. Момент инерции см 4, Ix, не менее 12,17. Момент сопротивления см 3, Wx, не менее 6,86. |
ГОСТ 8645-68. Размер 60 мм х40 мм, толщина стенки от 2 мм до 5 мм . |
При этом в инструкции по заполнению заявки Заказчик указал: "термин "от", "до", "менее", "более", "свыше", "превышать", "выше", "ниже", "уже", "шире" значит, что характеристика, указываемая участником, должна быть более (менее) указанной Заказчиком".
Согласно в п.2 "ГОСТ 8645-68. Трубы стальные прямоугольные. Сортамент" (утв. Постановлением Госстандарта СССР 25.04.1968) указанным требованиям соответствуют трубы размером 60 мм х 40 мм, толщиной стенки 2,5 мм; 3 мм; 3,5 мм; 4 мм.
Однако требования Заказчика (минимальные значения показателей) не позволяют предложить к поставке трубу профильную с толщиной стенки 2,5 мм, для которой ГОСТ 8645 устанавливает иные требования: площадь сечения 4,64 см2; масса 1-м, кг 3,64; момент инерции см 4, Ix, 11,94; момент сопротивления см 3, Wx, 5,97.
В тоже время требования Заказчика (максимальные значения показателей) позволяют предложить к поставке трубу профильную с толщиной стенки 5 мм, для которой ГОСТ 8645-68 устанавливает следующее: площадь сечения 8,57 см2; масса 1-м, кг 6,73; момент инерции см 4, Iх, 13,73; момент сопротивления см 3, Wу, 12,37.
Одновременно, указанное выше положение инструкции по заполнению заявки исключает возможность поставки трубы профильной с толщиной стенки 5 мм.
Кроме того, следующее требование Заказчика - момент инерции см 4, Iх, не более 13,73 исключает возможность поставки трубы профильной с толщиной стенки 3,5 и 4 мм, поскольку ГОСТ 8645-68 устанавливает для таких труб момент инерции 15,34 и 16,78 см4 соответственно.
Таким образом, Заказчик установил по товару "труба профильная" требования к показателям "площадь сечения"; "масса 1-м"; "момент инерции"; "момент сопротивления" не соответствующие требованиям ГОСТ 8645-68.
Согласно позиции 6 Раздела 3 "Техническая часть документации" Заказчику требуется к поставке товар "труба стальная водогазопроводная", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
п/п |
Наименование товара |
Максимальные значения показателей |
Минимальные значения показателей |
6 |
Труба стальная водогазопроводная |
Длина не более 8 м . Масса 1 метра трубы, не более 1,43 кг. |
Длина не менее 4-м Масса 1 метра трубы, не менее 1,16 кг. |
ГОСТ 3262-75. Д (диаметр) - 15 мм. Толщина стенки не менее 2,5 мм. Труба должна выдерживать гидравлическое давление: 2,4 МПа (25 кгс/см2). |
Как видно из Технической части, Заказчику требуется к поставке "труба стальная водогазопроводная" диаметром 15 мм в соответствии с ГОСТ 3262-75.
Однако "ГОСТ 3262-75. Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 11.09.1975 N 2379) не распространяется на трубы диаметром 15 мм. В указанном ГОСТ описаны трубы с условным проходом 15 мм. При этом их наружный диаметр составляет 21,3 мм.
Требование, установленное Заказчиком к гидравлическому давлению труб (труба должна выдерживать гидравлическое давление: 2,4 МПа (25 кгс/см2)) позволяет предложить к поставке только обыкновенные и легкие трубы. Однако требования Заказчика, установленные к массе 1 метра трубы и толщине стенки, позволяют участникам также предложить к поставке усиленные трубы, гидравлическое давление которых 3,1 МПа (32 кгс/см2).
Таким образом, Заказчик установил по товару "труба стальная водогазопроводная" требования к показателям "диаметр", "гидравдическое давление", "масса 1 метра трубы" и "толщина стенки" не соответствующие требованиям ГОСТ 3262-75.
Согласно позиции 8 Раздела 3 "Техническая часть документации" Заказчику требуется к поставке товар "уголок", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
п/п |
Наименование товара |
Максимальные значения показателей |
Минимальные значения показателей |
8 |
Уголок |
Площадь поперечного сечения см2, не более 4,29. Масса 1 м, кг не более 3,37. Центробежный момент инерции, см 4 до 4,71. |
Площадь поперечного сечения см2, не менее 2,65. Масса 1 м, кг не менее 2,08. Центробежный момент инерции, см 4 от 2,99. |
ГОСТ 8509-93. Размер ширина полки 45 мм; высота полки 45; толщина полки: не менее 3 мм, не более 5 мм. Прокатка высокой или обычной точности. |
Требования, установленные Заказчиком в Технической части к размерам "уголка" позволяют предложить к поставке уголок с шириной полки 45 мм; высотой полки 45; толщиной полки: 3 мм, 4 мм, 5 мм в соответствии с ГОСТ 8509-93.
Однако "ГОСТ 8509-93. Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 20.02.1996 N 85) устанавливает конкретные значения "центробежного момента инерции" в зависимости от толщины уголка: 3,00; 3,89; 4,71 см4 для толщины уголка 3 мм, 4 мм, 5 мм соответственно, тогда как Заказчик установил Центробежный момент инерции, см 4 от 2,99 до 4,71.
Таким образом, Заказчик установил по товару "уголок" требования к показателю "центробежный момент инерции", не соответствующие требованиям ГОСТ 8509-93.
Согласно позиции 20 Раздела 3 "Техническая часть документации" Заказчику требуется к поставке товар "кабель ВВГ", к которому, в том числе, установлены следующие требования:
п/п |
Наименование товара |
Максимальные значения показателей |
Минимальные значения показателей |
20 |
Кабель ВВГ 3*4,0 |
Номинальное напряжение, не более 1 кВ. Номинальная толщина изоляции, мм не более 0,7. |
Номинальное напряжение, не менее 0,66 кВ. Минимальная толщина изоляции, мм не менее 0,53. |
Жилы кабеля должны быть медными. Токопроводящие жилы кабелей однопроволочные и должны соответствовать классу 1 по ГОСТ 22483. Напряжение, с которым может работать 220В-380В при номинальной частоте равной 50 Гц. Число жил в кабеле 3, номинальное сечение жил 4,0 мм2 Номинальная толщина изоляции должна соответствовать ГОСТ 26411. Изоляция и оболочка из поливинилхлоридного пластиката, без защитного покрова. ГОСТ 16442-80. Допустимый ток нагрузки, А - не менее 37. Провод в бобинах по 100 метров, должен быть целым единым отрезком, без повреждений в рабочем состоянии. Гарантия - не менее 36 месяцев со дня ввода в эксплуатацию. |
Однако в п.1.4 "ГОСТ 16442-80. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 22.05.1980 N 2300) установлено следующее:
1.4. Номинальная толщина изоляции жил должна соответствовать указанной в табл. 4:
Таблица 4
----------------------------------------------------------------- Номинальное | Номинальное | Номинальная толщина изоляции, мм напряжение, кВ|сечение жилы,|------------------------------------ | мм2 | из полиэтилена или |из вулканизиро- | |поливинилхлоридного |ванного поли- | | пластиката |этилена --------------+-------------+--------------------+--------------- 1 |1 - 2,5 |0,8 |0,7 |4 - 16 |1,0 |0,7 |25 и 35 |1,2 |0,9 |50 |1,4 |1,0 |70 |1,4 |1,1 |95 |1,5 |1,1 |120 |1,5 |1,2 |150 |1,6 |1,4 |185 |1,7 |1,6 |240 |1,9 |1,7 --------------+-------------+--------------------+---------------
Из указанного ГОСТ следует, что номинальная толщина изоляции кабеля номинальным сечением жил 4,0 мм2 с оболочкой из поливинилхлоридного пластиката, требуемых Заказчиком, составляет 1 мм, тогда как Заказчик установил требование к данному показателю не более 0,7 мм.
Таким образом, Заказчик установил по товару "кабель ВВГ" требования к показателю "номинальная толщина изоляции" не соответствующие требованиям ГОСТ 16442-80.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товару "лист", "труба профильная", "труба стальная водогазопроводная", "уголок", "кабель ВВГ", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Доводы Заявителя-2 об установлении Заказчиком к товарам "труба стальная", "гвозди строительные", "провод самонесущий", "трансформатор понижающий", "труба гофрированная" требований, отличных от требований государственных стандартов, в ходе внеплановой проверки не подтвердились.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восход" обоснованной.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Карташова А.В. частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Закона.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
5. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 марта 2015 г. N 409/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2015