Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 марта 2015 г. N 413/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N413/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0125100000515000008 "Поставка и установка системы комплексной защиты здания Арбитражного суда Астраханской области" (далее - аукцион), в присутствии представителей Заказчика (Подлипалина С.В., Ильиной И.М.), в отсутствии представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на положения документации.
Заказчик в возражениях по доводам жалобы Заявителя указал, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0125100000515000008 от 19.02.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 18 058 200,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 10.03.2015 г. в 10 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является нарушение Заказчиком при проведении аукциона ч.2 ст.8, ч.1 ст.33 Закона, ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) путем объединения в один лот поставки и монтажа оборудования систем безопасности и монтажа и пуско-наладки интроскопа.
Внеплановой проверкой установлено, что документация по аукциону N0125100000515000008 "Поставка и установка системы комплексной защиты здания Арбитражного суда Астраханской области" при размещении закупки 19.02.2015 года размещена на официальном сайте в полном объеме.
В техническом задании, размещенном Заказчиком в составе аукционной документации, указаны товары и услуги, которые функционально и технологически не связаны с предметом аукциона, например:
- извещатель пожарный (позиция 25, 26 Спецификация и технические требования к оборудованию системы);
- резервный источник питания для технических средств пожарной автоматики (позиция 3.2.1.19 Технического задания);
- аккумулятор для использования в качестве источника постоянного тока в системе пожарной сигнализации (позиция 3.2.1.20 Технического задания);
- пульт контроля и управления предназначен для работы в составе системы пожарной сигнализации (позиция 3.2.1.22 Технического задания);
- блок сигнально-пусковой адресный на два релейных выхода с переключающимися контактами применяется в системах пожарно-охранной сигнализации (позиция 3.2.1.27 Технического задания);
- монтаж и пуско-наладка имеющегося в суде интроскопа Astrophysics XIS-6040 (п.12 позиции 3.2.3 Технического задания) и другие товары и услуги, поставка и монтаж которых требуют наличие соответствующих лицензий.
Согласно ч.2 ст.8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Согласно ч.1 ст.27 Закона участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом.
При определении поставщика заказчик вправе в соответствии с Законом объединить в один лот товары, работы, услуги. Однако данное право должно реализовываться с соблюдением запрета на объединение в один лот оборудования, технологически и функционально не связанного между собой; указанных в ч.2 ст.8, ч.1 ст.27. ч.1 ст.64, ст.33 Закона запретов и ограничений.
Это обусловлено, в частности, тем, что объединение в один лот различных по функциональным характеристикам товаров при проведении торгов ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять в них участие, поскольку, исходя из ч.1 ст.64, ст.66, ст.67 Закона, положений аукционной документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае, если его заявка не соответствует требованиям документации об аукционе.
При этом Законом не предусмотрено заключение контракта на поставку части товаров и (или) выполнение части работ, включенных в единый лот аукциона.
Имеющаяся у Заказчика потребность как поставке и монтаже оборудования системы защиты здания Заказчика (видеокамеры, коммутаторы, источники бесперебойного питания, блоки питания, система хранения и обработки видеопотоков, ПЭВМ, монитор и т.д.), так и в монтаже средств пожарной сигнализации и интроскопа сама по себе не означает, что данные товары и услуги неразрывно связаны с объектами системы защиты здания Заказчика, в т.ч. услугами по монтажу средств защиты (установка видеокамер, мониторов и т.л.), т.е. находятся в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой неизбежно должны закупаться вместе.
Согласно п.1 ст.4 Закона N135-ФЗ товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанный в настоящем решении товар имеет функциональное назначение, выраженное в его наименовании - видеокамеры, коммутаторы, источники бесперебойного питания, блоки питания, система хранения и обработки видеопотоков, ПЭВМ, мониторы.
В силу п.1 ч.1 ст.31 при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Техническому заданию документации об аукционе Заказчик установил требование об оказании, в том числе, следующих видов услуг:
1.Модернизация существующей системы пожарной сигнализации;
2. Монтаж и пуско-наладка имеющегося в суде интроскопа Astrophysics XIS-6040.
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
В соответствии с п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В п.п.1, 2 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений указаны следующие виды услуг, подлежащие лицензированию:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Учитывая, что данные услуги включены в объект закупки, Заказчик установил в аукционной документации требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту систем пожаротушения и противопожарного водоснабжения, то есть наличие соответствующей лицензии.
В соответствии с п.39 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 года N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В п.п.4, 6 Приложения к Положению о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) указаны следующие виды услуг, подлежащие лицензированию:
4. Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
6. Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Учитывая, что данные услуги включены в объект закупки, Заказчик установил в аукционной документации требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по размещению техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения (генерирующих), то есть наличие у участника соответствующей лицензии.
Требование о представлении участником закупки во второй части аукционной заявки данных лицензий установлено Заказчиком в 4.6 документации об аукционе.
В то же время поставка товара, указанного в настоящем решении и также являющегося объектом закупки (видеокамеры, коммутаторы, источники бесперебойного питания, блоки питания, система хранения и обработки видеопотоков, ПЭВМ, монитор и т.д.), а также установка и пуско-наладка данного товара не требует наличия названных лицензий.
Следовательно, законодателем предусмотрены различные условия введения в оборот (в т.ч. для нужд заказчиков) услуг по монтажу, текущему ремонту и обслуживанию пожарной сигнализации, источников ионизирующего излучения и поставки-установки товара, указанного в настоящем решении.
Необходимость пользоваться видеокамерами, коммутаторами, мониторами, т.е. использовать указанный в настоящем решении товар по его назначению, не исключает раздельной закупки этого товара и по текущему ремонту и обслуживанию пожарной сигнализации, источников ионизирующего излучения.
Кроме того, внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком в 2014 году проведен электронный аукцион N0125100000514000016 на право заключения государственного контракта на поставку с последующим монтажом цветной рентгенотелевизионной установки (интроскопа) для нужд Арбитражного суда Астраханской области с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 914 750 рублей. По результатам указанного аукциона 14.05.2014 года Заказчиком заключен государственный контракт с ООО "КомпАС". Данный контракт исполнен 04.06.2014 года. Сведения о неисполнении вышеуказанного контракта, в том числе, в части монтажа и пуско-наладки интроскопа, на официальном сайте отсутствуют.
Таким образом, в 2015 году Заказчик фактически повторно за счет федерального бюджета закупает ранее оказанные услуги по монтажу и пуско-наладке цветной рентгенотелевизионной установки (интроскопа). Представители Заказчика на заседании комиссии Ростовского УФАС России каких-либо обоснований потребности Заказчика в повторном проведении аукциона для закупки услуг по монтажу и пуско-наладке интроскопа, не представили.
Требование Заказчика о выполнении лицензируемых услуг и поставке видеокамер, мониторов, коммутаторов, источников бесперебойного питания в рамках единого лота (а соответственно, и единого контракта), привело к ограничению количества участников закупки, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт в части поставки данного товара, но не в части услуг по текущему ремонту и обслуживанию пожарной сигнализации, размещению и техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения.
Такими лицами могут быть участники, которые не имеют вышеуказанных лицензий; при этом имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика в товарах.
Следовательно, Заказчика надлежит признать нарушившим ч.2 ст.8 Закона, ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ.
В силу ч.4 ст.31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч.2 ст.31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99 (далее - Постановление N99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, в том числе, "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно Постановлению N99 указанное дополнительное требование к участникам закупки устанавливается при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (п.2 Приложения N1 к Постановлению N99).
Рассматриваемая закупка проводится Заказчиком по коду 45.33.11.110 ОКПД, который включен в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, что обуславливает необходимость применения положений Постановления N99.
Однако Заказчик в нарушение Постановления N99, не установил указанное дополнительное требование к участникам закупки, что является нарушением ч.4 ст.31 Закона.
Согласно ч.5 ст.31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.п.3-5, 7,9 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
В п.3.1 документации об аукционе Заказчик установил, в том числе, следующие требования к участникам аукциона:
3.1.2. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
3.1.3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
3.1.4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении исполнителя не принято.
3.1.5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
3.1.6. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Однако в извещении о проведении аукциона указанные требования к участникам закупки отсутствуют, что является нарушением ч.5 ст.31 Закона.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В п.8.2.1 проекта контракта Заказчик установил: "за ненадлежащее исполнение Заказчика обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2,5 процента цены контракта - ____________рублей".
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 18058200,00 рублей и по результатам торгов может быть заключен контракт на сумму более 3 000 000 рублей, что, согласно п.п. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 обуславливает ответственность Заказчика в размере 2 процента от цены контракта. Таким образом, Заказчик, устанавливая свою ответственность в виде штрафа 2,5% от цены контракта, нарушил ч.5 ст.34 Закона.
Согласно ч.7 ст.34 Закона пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п.п.6-8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В п.8.1.2 проекта контракта Заказчик установил: "пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ - одна сотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем".
Таким образом, Заказчик, установив в п.8.1.2 проекта контракта ответственность поставщика в виде пени в размере одной сотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, нарушил ч.7 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.8.1.3 проекта контракта Заказчик установил следующее: "за ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 10 процентов цены контракта - ____________рублей".
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 18058200,00 рублей и по результатам торгов может быть заключен контракт на сумму, выше 3 000 000 рублей, что, согласно п.п. "б" п. 4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 обуславливает ответственность Поставщика в размере 5 процентов цены контракта. Таким образом, Заказчик, устанавливая ответственность Поставщика в виде штрафа 10% от цены контракта, нарушил ч.8 ст.34 Закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
В силу ч.6 ст.66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п.4.6 документации об аукционе Заказчик установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и сведения: "декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п.п.3.1.1.-3.1.6. настоящей документации".
В п.3.1.1 документации об аукционе Заказчик указал, в том числе, следующее обязательное требование к участникам закупки: "соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнением работ, оказанием услуг), являющихся объектом закупки".
Заказчик в документации об аукционе фактически установил требование о предоставлении участниками в составе вторых частей заявок декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Заказчик установил требования к содержанию второй части заявки с нарушением положений ч.ч.5,6 ст.66 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.8, ч.ч.4, 5 ст.31, ч.ч.5, 7, 8 ст.34, ч.1 ст.64 Закона, ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 марта 2015 г. N 413/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2015