Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 января 2015 г. N 20/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии М.А. Благодарев, |
|
Члены Комиссии А.Д. Кравцов, Ю.В. Моргунова, |
рассмотрев дело N20\03 о нарушении Заказчиком норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении конкурса с ограниченным участием N0358300320414000004 "Выполнение работ по объекту "капитальный ремонт здания МАОУ СОШ N55 по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Серафимовича, 25", в присутствии: от Заказчика - С.Л. Секизяна, С.С. Цыганкова, от Заявителя - С.В. Дмитриева, В.В. Кривсунова, от Привлеченного лица - Н.Н. Самсоновой,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 14.01.2015 г. (вх.N314) поступила жалоба Заявителя, в которой оспаривались положения документации о закупке:
- установление критерия оценки конкурсных заявок N3 в нарушение ч.4 ст.56 Закона;
- формулировка критерия N2, противоречившая, по мнению Заявителя, п.25 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N1085), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г.
Заказчик представил возражение (б/н и даты) на жалобу, в котором:
- отрицал нарушения Закона при формировании конкурсной документации, жалобу полагал необоснованной;
- указал на установление критериев оценки NN2, 3 в соответствии с нормами Закона, п.п.25, 27 Правил N1085.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении конкурса с ограниченным участием" от 30.12.2014 г. N0358300320414000004:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 187 824 705 руб.;
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 20.01.2015 г. в 10-00.
Конкурсная документация утверждена директором Заказчика.
2. В силу ч.3 ст.56 Закона при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона.
В соответствии с ч.4 ст.56 Закона:
- в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч.1, ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 Закона;
- при этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно п.30 Правил N1085 в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 Закона, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В силу ч.2 ст.31 Закона Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании ч.4 ст.31 Закона в случае установления Правительством РФ в соответствии с ч.2 ст.31 Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п.2.3.1, 2.3.2 раздела 1, п.13 Информационной карты конкурсной документации Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;
- наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Данные дополнительные требования являются буквальной цитатой п.п.1, 2 "Дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации" (далее - Дополнительные требования N1089), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089.
Как видно из п.п.1, 2 Дополнительных требований N1089, ими не предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки о наличии деловой репутации.
В п.17 Информационной карты конкурсной документации Заказчик установил критерии оценки конкурсных заявок:
1) цена контракта (значимость критерия 60%);
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия 30%);
3) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 10%).
Данные критерии предусмотрены п.п.1, 3, 4 ч.1 ст.32 Закона.
Установление критерия N3 в конкурсной документации Заявитель полагал противоречащим ч.4 ст.56 Закона.
Однако согласно п/п.2 п.17 Информационной карты конкурсной документации по критерию N3 установлен единственный показатель "деловая репутация", по которому:
- подлежат оценке положительные отзывы от государственных и (или) муниципальных заказчиков о выполнении участником закупки работ в рамках исполнения контрактов (договоров) по капитальному ремонту, реконструкции, строительству детских дошкольных образовательных либо общеобразовательных учреждений в 2011-2014 гг. в качестве генерального подрядчика;
- не подлежат оценке наличие у участника закупки опыта исполнения контракта, договора, указанного в п.1 Дополнительных требований N1089; наличие оборудования и других материальных ресурсов, указанных в п.2 Дополнительных требований N1089.
Установление данного показателя предусмотрено п/п."д" п.27 Правил N1085.
Следовательно, установление Заказчиком критерия оценки N3, имеющего названный единственный показатель, не может противоречить ч.4 ст.56 Закона.
Рассмотренный довод жалобы признан необоснованным.
3. В силу ч.8 ст.32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно жалобе, "показатели качества выполняемых работ" не относятся к определению качества и не соответствуют законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, Заявитель указал в жалобе следующее:
- указанные в конкурсной документации "критерии качества выполняемых работ не имеют каких-либо характеристик качества услуг, т.е. к качеству услуг не предъявляется каких-либо требований по качеству, свойствам на соответствие каким-то нормам, предлагается только предоставить предложения по технологии и методам работ";
- в соответствии с п.11 Правил N1085 для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев;
- какие именно "характеристики и в каком количестве должен предоставить потенциальный поставщик для участия в данном конкурсе, в указанной конкурсной документации не указано". Следовательно, оценка предоставленной документации будет производиться на основании субъективного мнения комиссии, т.е. нарушает принципы открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции для участников закупок.
3.1. Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п/п."а" п.25 Правил N1085 показателем критерия N2, может являться "качество товара (качество работ, качество услуг)".
Согласно п.17 Информационной карты конкурсной документации по критерию N2 (имеющему значимость 30%) Заказчиком установлен единственный показатель "качество выполнения работ", имеющий значимость 100%.
По данному показателю подлежали оценке:
- календарный план производства работ по объекту (от 0 до 10 баллов);
- предложение по технологии и методам выполнения работ (от 0 до 30 баллов);
- технологические карты на выполнение видов работ (от 0 до 20 баллов);
- предложение по контролю качества за выполненными работами (от 0 до 40 баллов).
Следовательно, единственный показатель критерия N2 установлен Заказчиком без нарушения норм Закона, в соответствии с п/п. "а" п.25 Правил N1085.
3.2. Нереализация Заказчиком предоставленного ему согласно абз.2 п.11 Правил N1085 права "устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках" критерия N2, в т.ч. единственного показателя критерия N2, не может сама по себе указывать на нарушение норм Закона и Правил N1085 при установлении Заказчиком критерия N2 и его единственного показателя уже потому, что реализация или нереализация данного права Заказчика не является обязанностью Заказчика.
3.3. Согласно п.26 Правил N 1085 количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п.25 Правил N1085, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Как указано выше, единственный показатель критерия N2 предусмотрен п/п. "а" п.25 Правил N1085.
Следовательно, оспариваемый Заявителем порядок оценки по единственному показателю критерия N2 - исходя из оценок членов комиссии по закупкам путем вычисления среднего арифметического этих оценок, прямо предусмотрен п.26 Правил N1085.
Рассмотренный довод жалобы признан необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
Ю.В. Моргунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 января 2015 г. N 20/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2015