Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 февраля 2015 г. N 250/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N250/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0358300380215000032 "Строительство дошкольной образовательной организации на 280 мест Октябрьского района, Каменоломненское г/п" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заказчика (Бубенщикова Д.Ю.), в отсутствии представителей Заявителя-1, Заявителя-2, Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России приняты к рассмотрению жалобы Заявителя-1, Заявителя-2 на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях по доводам жалоб просил признать доводы жалобы Заявителя-1 необоснованной, признал жалобу Заявителя-2 в полном объеме.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300380215000032 от 25.02.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 197 324 510,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 13.03.2015 г. в 13 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя-1 является нарушение Заказчиком при проведении аукциона ч.1 ст.64 Закона, ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) путем объединения в один лот строительно-монтажных работ и товаров различного назначения.
Внеплановой проверкой установлено, что проектно-сметная документация по аукциону "Строительство дошкольной образовательной организации на 280 мест Октябрьского района, Каменоломненское г/п" при размещении закупки в первой редакции (действовавшей на момент подачи жалобы) имеется на официальном сайте в полном объеме. Оборудование, не связанное технологически и функционально со строительными работами в составе документации содержалось в локальной смете N02-01-09. Заказчик изначально исключил немонтируемое оборудование из указанной сметы и разместил в составе документации новую локальную смету N02-01-09 "Технологическое оборудование, требующее монтажа". Стоимость работ и оборудования данной сметы Заказчик включил в объектный сметный расчет N02-01 и в сводный сметный расчет. Таким образом, оборудование, указанное в жалобе Заявителя, не связанное технологически и функционально с предметом закупки, из аукционной документации Заказчиком исключено изначально - при размещении документации в редакции N1 от 13.02.2014 года.
Довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком ч.1 ст.64 Закона, ч.3 ст.17 Закона N135-ФЗ в ходе внеплановой проверки признан необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является описание Заказчиком объекта закупки с нарушением требований ч.1 ст.64 Закона.
Согласно п.п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемого аукциона являются строительные работы с использованием товаров.
В инструкции по оформлению первой части заявок установлено следующее: "Знак "," означает перечисление, за исключением случаев указания нескольких допустимых взаимоисключающих (альтернативных) значений (характеристик) товара (материала). В случае наличия в описании объекта закупки нескольких таких характеристик, участник закупки в составе первой части заявки должен предоставить конкретную характеристику товара (материала). Знак "/" следует читать как "или", за исключением случаев, когда показатель подобным образом указан в технической документации производителя. Использование союза "или" при перечислении показателей (характеристик) товара (материала), указывает на необходимость выбора между ними одного (одной) из перечисленных. Знаки "( )" означают уточнение или дополнение, за исключением случаев, когда значения (характеристики) товара (материала), указанные в скобках, являются альтернативными значениям (характеристикам) товара (материала), указанным перед скобками".
Вместе с тем, ни данное указание, ни иные положения документации об аукционе не содержат указаний о том, разделяют ли знаки "," и "( )" в документации об аукционе во всех случаях или лишь в некоторых случаях взаимоисключающие либо альтернативные значения показателей. Какие именно значения показателей, разделенные в документации об аукционе знаками "," и "( )", являются взаимоисключающими либо альтернативными, а какие значения показателей, не разделенные знаками "," и "( )", не являются взаимоисключающими либо альтернативными.
Согласно Разделу IV "Техническая часть" документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар:
- лента бутиловая диффузионная, в том числе, со следующими характеристиками: требуется влагозащитная паропроницаемая (диффузионная) лента. Лента должна быть из синтетического нетканого материала мембранного типа, лента должна быть предназначена для гидроизоляции нижнего монтажного шва от наружной влаги свегопрозрачной конструкции (под отливом);
- грунтовка "Тифенгрунд", КНАУФ или эквивалент, в том числе, со следующими характеристиками: быстросохнущая, бесцветно прозрачная, не содержащая растворителей, готовая к употреблению грунтовка;
- водоотводящий фартук из оцинкованной стали, в том числе, со следующими характеристиками: для производства оцинкованной стали фартука должна применяться холоднокатаная сталь одной из следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп, 08Ю, 05кп, 08кп, 08пс, 10кп, 10пс, 11кп, 15кп, 15пс, 18кп, 20кп, 20пс, 08, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 58 (55пп), 60;
- бетон тяжелый, в том числе, со следующими характеристиками: по показателю уплотнения бетон может быть: КУ1, КУ2, КУ3, КУ4 или КУ5. Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на БО 3 - не более 1,5 % по массе для крупного заполнителя и 1,0 % по массе - для мелкого заполнителя; пирит в пересчете на БО 3 - не более 4 % по массе; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) - не более 15 % по объему для крупного заполнителя и 2 % по массе - для мелкого заполнителя; магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин, фосфорит, являющиеся породообразующими минералами, - каждый в отдельности не более 10 %, а в сумме - не более 15 % по объему; галоиды (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,1 % по массе для крупного заполнителя и 0,15 % по массе - для мелкого заполнителя; свободное волокно асбеста - не более 0,25 % по массе; уголь - не более 1 % по массе.
Таким образом, Заказчик, не определив в документации об аукционе однозначно, исчерпывающе, в каких случаях знаки "," и "( )" разделяют взаимоисключающие либо альтернативные значения показателей товаров, а в каких случаях разделенные знаками "," и "( )" значения показателей не являются взаимоисключающими, нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона - описание объекта закупки, в части характеристик показателей, значения которых разделены знаками "," и "( )", не носит объективного характера, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно Разделу IV "Техническая часть" документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "песок природный", к которому, в том числе, установлены следующие требования: "зерна с модулем крупности свыше 10 мм могут содержаться в составе песка в количестве не более 5% по массе"; "содержание зерен с модулем крупности свыше 5 мм должно быть не более 15%".
Однако в п.4.3.4 "ГОСТ 8736-93. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Постановлением Минстроя РФ от 28.11.1994 года N 18-29) устанавливает иное наименование данного показателя - "содержание зерен крупностью" и его значение для I и II класса песка:
4.3.4. Содержание зерен крупностью св. 10,5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3:
Таблица 3
В процентах по массе, не более
/----------------------------------------------------------------\ | Класс и группа песка | Содержание зерен крупностью | | |-----------------------------------| | |Св. 10 мм |Св. 5 мм |Менее 0,16 мм | |----------------------------+----------+---------+--------------| |I класс | | | | |Повышенной крупности, | | | | |крупный и средний | 0,5 | 5 | 5 | |Мелкий | 0,5 | 5 | 10 | |----------------------------+----------+---------+--------------| |II класс | | | | |Повышенной крупности | | | | |(в ред. Изменения N 3, введенного в действие Приказом| |Росстандарта от 13.10.2011 N 452-ст) | |Крупный и средний | 5 | 15 | 15 |
Таким образом, Заказчик по товару "песок природный" установил требования к показателю "крупность зерен", не соответствующие требованиям ГОСТ 8736-93.
Согласно Разделу IV "Техническая часть" документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "плитки керамические", к которому, в том числе, установлены следующие требования: "водопоглощение, %, максимальное значение: 24".
Однако в п.1.4.7 "ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88). Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1990 N 120) установлено следующее: водопоглощение, %, не более: 16.
Таким образом, Заказчик по товару "плитки керамические" установил требования к показателю "водопоглощение", не соответствующие требованиям ГОСТ 6141-91.
Согласно Разделу IV "Техническая часть" документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "кирпич керамический", к которому, в том числе, установлены следующие требования: "коэффициент теплопроводности кирпичной кладки должен составлять от 0,1 до 0,56 Вт/(м°С)".
Однако в п.5.2.2 "ГОСТ 530-2012. Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 года N 2148-ст) установлено следующее:
5.2.2 Теплотехнические характеристики изделий оценивают по коэффициенту теплопроводности кладки в сухом состоянии. Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии в зависимости от группы изделий по теплотехническим характеристикам приведен в таблице 6:
Таблица 6 - Группы изделий по теплотехническим характеристикам
Группы изделий по теплотехническим характеристикам |
Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии |
Высокой эффективности |
До 0,20 |
Повышенной эффективности |
Св. 0,20 до 0,24 |
Эффективные |
Св. 0,24 до 0,36 |
Условно-эффективные |
Св. 0,36 до 0,46 |
Малоэффективные (обыкновенные) |
Св. 0,46 |
Таким образом, Заказчик по товару "кирпич керамический" установил требования к показателю "коэффициент теплопроводности", не соответствующие требованиям ГОСТ 530-2012.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товарам "плитки керамические", "кирпич керамический", "песок природный" фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона. В документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.3 ст.96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п.23 "Требования к обеспечению исполнения контракта" раздела 1 "Общие положения" документации об аукционе Заказчик установил, в том числе, следующие требования к банковской гарантии: банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта на 31 календарный день.
Однако в п.5.2 проекта контракта Заказчик указал:
5.2. Срок действия обеспечения исполнения обязательств по Контракту (безотзывной банковской гарантии, указанной в п. 5.1 раздела 5 настоящего Контракта) предоставляется на срок действия Контракта плюс один месяц.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к сроку банковской гарантии, фактически не установил указанный срок, чем нарушил ч.3 ст.96 Закона.
Согласно ч.7 ст.34 Закона пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В п.7.3 проекта контракта Заказчик установил, в том числе, следующее: "пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом" и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С".
Условие о недопустимости снижения пени подрядчика ниже, чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в проекте контракта Заказчиком не установлено, что является нарушением ч.7 ст.34 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанных выше нарушений Закона, поскольку Заказчик внес изменения в документацию об аукционе до рассмотрения жалоб, которыми устранил названные нарушения Закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчик при описании в документации объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно Разделу IV "Техническая часть" документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "проволока стальная низкоуглеродистая", к которому, в том числе, установлены следующие требования: проволока должна быть круглой в сечении и иметь диаметр одна целая, одна десятая миллиметра. Предельное отклонение по диаметру проволоки не должно превышать минус одной десятой доли миллиметра.
Однако в п.1.2 "ГОСТ 3282-74. Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 17.01.1974 N 144) установлено следующее:
1.2. Проволока изготовляется диаметром:
от 0,16 до 10,00 мм - без покрытия;
от 0,20 до 6,00 мм - с покрытием.
Диаметр проволоки и предельные отклонения по нему должны соответствовать указанным в табл. 1:
Таблица 1
мм
------------------------------------------------------------------ Номинальный диаметр | Предельное отклонение по диаметру проволоки | проволоки |---------------------------------------- |повышенной точности|нормальной точности -------------------------+-------------------+-------------------- 1,10 | -0,05 | -0,06
Таким образом, Заказчик по товару "проволока стальная низкоуглеродистая" установил требования к показателю "предельное отклонение по диаметру", не соответствующие требованиям ГОСТ 3282-74.
Согласно Разделу IV "Техническая часть" документации об аукционе Заказчику требуется к поставке товар "раствор готовый кладочный", к которому, в том числе, установлены следующие требования: расход цемента в расчете на один кубический метр песка должен составлять от 140 до 280 килограммов.
Однако в п. 4.14.4 "ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 29.12.1998 N 30) установлено следующее:
4.14.4. Расход цемента на 1 м3 песка в растворах на цементном и цементосодержащих вяжущих должен быть не менее 100 кг, а для кладочных растворов в зависимости от вида конструкций и условий их эксплуатации - не менее приведенного в Приложении Г:
Приложение Г
(обязательное)
МИНИМАЛЬНЫЙ РАСХОД ЦЕМЕНТА В КЛАДОЧНОМ РАСТВОРЕ
Таблица Г.1
Условия эксплуатации ограждающих конструкций, влажностный режим помещений по СНиП II-3-79* |
Минимальный расход цемента в кладочном растворе на 1 м3 сухого песка, кг |
При сухом и нормальном режимах помещения |
100 |
При влажном режиме помещения |
125 |
При мокром режиме помещения |
175 |
Таким образом, Заказчик по товару "раствор готовый кладочный" установил требования к показателю "расход цемента в расчете на один кубический метр песка", не соответствующие требованиям ГОСТ 28013-98.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товарам "проволока стальная низкоуглеродистая", "раствор готовый кладочный" фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона. В документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" необоснованной.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Соколова И.В. обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.7 ст.34, ч.1 ст.64, ч.3 ст.96 Закона.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию об аукционе.
5. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 февраля 2015 г. N 250/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2015