Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 января 2015 г. N 58/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.В. Моргунова, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N58/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0358300228814000126 "Техническое обслуживание и текущий ремонт систем пожарной безопасности, а также комплексов ОКО подключенных на пульт централизованного наблюдения установленного на ЦППС 01 44 ПЧ ГУ "25 отряд ФПС МЧС России по Ростовской области" МБУЗ ЦРБ Аксайского района в 2015 г." (далее - аукцион), в присутствии Заявителя (Хмуренко Н.В.), представителей Заказчика (Пономаревой А.В., Гурина О.Ю.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.А.),
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Заявителя на отказ в допуске к участию в аукционе, а также на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях по доводам жалобы Заявителя указал, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закона и документации об аукционе, просил признать жалобу необоснованной.
Представитель Привлеченного лица свою позицию по доводам жалобы на заседании Комиссии не изложил.
В силу ч.3 статьи 105 Закона жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. Заявитель подал жалобу 20.01.2015 года, срок окончания подачи заявок - 31.12.2014 года в 09 часов 00 минут. Ростовское УФАС России не рассматривает жалобу Заявителя в части доводов, касающихся положений документации об аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300228814000126 от 23.12.2014 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 536 000,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 31.12.2014 года в 09 часов 00 минут.
Согласно ч.5 ст.31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.п.3-5, 7,9 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
В п.15 Информационной карты документации об аукционе Заказчик установил, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
"1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика;
4) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов".
Однако в извещении о проведении аукциона указанные требования к участникам закупки отсутствуют, что является нарушением ч.5 ст.31 Закона.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
В проекте контракта, размещенном в составе документации об аукционе, ответственность Заказчика в виде штрафа не установлена.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.5 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.9.2 и п.9.8 проекта контракта Заказчик установил следующее:
9.2. За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Договором, устанавливается штраф в размере 10% от цены настоящего Договора.
9.8. Пеня и штрафы оплачиваются Исполнителем в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты направления ему Заказчиком соответствующего требования. Исполнитель обязан подтвердить факт оплаты пени и штрафов по настоящему Договору путем направления Заказчику соответствующего платежного поручения посредством факсимильной связи с последующей досылкой по почте. В случае просрочки направления Заказчику подтверждающего оплату платежного поручения более чем на 10 (десять) рабочих дней, Заказчик вправе взыскать с Исполнителя дополнительный штраф в размере подлежащих оплате пени и штрафа.
Установленная Заказчиком в проекте контракта ответственность исполнителя в виде дополнительного штрафа не соответствует требованиям ч.8 ст.34 Закона.
В соответствии с ч.12 ст.95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе.
В п. 11.10.1 проекта контракта, размещенного на официальном сайте в составе документации об аукционе, Заказчик установил следующее:
"11.10.1. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договора в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте".
Таким образом, Заказчик нарушил ч.12 ст.95 Закона.
В соответствии с ч.20 ст.95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику.
В п.21 Информационной карты документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, Заказчик установил следующее:
"Решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику".
Таким образом, Заказчик нарушил ч.20 ст.95 Закона.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.95 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п.16 Информационной карты Заказчик установил: "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц и должен быть по 01.02.2016 года".
Однако в п.10.2 проекта контракта Заказчик указал: "обеспечение исполнения настоящего Договора предоставляется на весь срок действия настоящего Договора".
В соответствии с п.13.1 проекта контракта "срок действия настоящего Договора устанавливается с "___" января 2015 г. по 31 декабря 2015 г.".
Установив в проекте контракта срок предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе в виде банковской гарантии, на срок действия контракта, Заказчик нарушил ч.3 ст. 96 Закона.
Согласно ч.4 ст.65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.5 ст.65 Закона разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В редакции документации об аукционе от 18.12.2014 года Заказчик указал следующий объект закупки: "техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), а также комплексов ОКО подключенных на пульт централизованного наблюдения установленного на ЦППС 01 44 ПЧ ГУ "25 отряд ФПС МЧС России по Ростовской области" в структурных подразделениях МБУЗ ЦРБ Аксайского района в 2015 г.".
В разъяснении положений документации, опубликованном на официальном сайте 23.12.2014 года, Заказчик указал о внесении изменений в документацию об аукционе в связи с поступившим запросом, в том числе в объект закупки. При этом предмет запроса в разъяснении положений документации отсутствует.
В редакции документации об аукционе от 23.12.2014 года Заказчик указал иной объект закупки: "техническое обслуживание и текущий ремонт автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС), а также комплексов ОКО подключенных на пульт централизованного наблюдения установленного на ЦППС 01 44 ПЧ ГУ "25 отряд ФПС МЧС России по Ростовской области" в структурных подразделениях МБУЗ ЦРБ Аксайского района в 2015 г.".
Таким образом, Заказчик нарушил ч.ч.4, 5 ст.65 Закона.
Доводом жалобы Заявителя является рассмотрение его заявки аукционной комиссией Заказчика с нарушением требований ст. 67 Закона.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 31.12.2014 года по аукциону N0358300228814000126:
- на участие в аукционе подано 5 заявок под номерами: 1, 2 (Заявитель), 3, 4, 5;
- участники закупки, подавшие заявки NN: 1, 4, 5, допущены к участию в аукционе;
- участникам закупки, подавшим заявки NN2 (Заявитель), 3, отказано в допуске к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе на оказание услуг должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно Техническому заданию документации об аукционе Заказчику к поставке требовался, в том числе, товар "оповещатель свето-звуковой" со следующими характеристиками:
Оповещатель свето-звуковой |
напряжение питания, В не более 13 ток потребления - свет, мА не более 20 ток потребления - звук, мА не более 35 уровень сигнала оповещения, дБм не менее 105 масса, кг не более 0,2 корпус металл исполнение уличное |
Заявитель в своей заявке предложил указанный товар со следующими характеристиками:
Оповещатель свето-звуковой Весть - С3 ССУ наименование производителя товара: Компания "К-Инженеринг" наименование места происхождения товара: Российская Федерация. |
напряжение питания 12В ток потребления - свет 20 мА ток потребления - звук 35 мА уровень сигнала оповещения 105 дБм масса 0,2 кг. корпус металл исполнение уличное |
Таким образом, заявка Заявителя по данной позиции соответствует требованиям Закона и положениям документации об аукционе.
Аукционная комиссия Заказчика в обоснование отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, указала следующее:
"при проверке информации, предоставленной участником закупки в первой части заявки на участие, обнаружено, что информация о товаре (оповещатель свето-звуковой Весть-СЗ ССУ наименование производителя товара: Компания "К-Инженеринг" наименование места происхождения товара: Российская Федерация) -уровень сигнала оповещения 105 дБм, масса 0,2 кг, предполагаемом к поставке, не соответствует информации на официальном сайте производителя (http://www.aktivsb.ru/images/ADEMCO/doc/vest_sz_ 3963cb4.pdf) уровень сигнала оповещения 85 дБм, масса 0,5 кг".
Согласно ч.1 ст.67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Проверка заявки на соответствие каким-либо сайтам в сети Интернет Законом не предусмотрена. У хозяйствующих субъектов нет обязанности размещать информацию о производимых ими товарах на каких-либо сайтах. Кроме того, указанная информация, размещенная на сайте производителя или продавца, на момент ее рассмотрения может быть уже не актуальна. Характеристики товаров, указанные, в том числе и на сайтах производителей данного товара, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.09.2013 года по делу N А74-5765/2012.
Таким образом, заявка Заявителя, на момент ее рассмотрения аукционной комиссией (31.12.2014 года), соответствовала требованиям Закона и положениям документации об аукционе.
Аукционная комиссия Заказчика, отказывая Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, нарушила ч.5 ст.67 Закона.
На заседание Комиссии Ростовского УФАС России Заказчик представил письмо ООО "К-инженеринг" от 23.01.2015 года, являющегося производителем оповещателя комбинированного "Весть-С3", предложенного Заявителем в своей заявке. Согласно указанному письму, значение уровня звукового давления оповещателя комбинированного "Весть-С3" составляет 97+2 дБ, масса составляет 0,38+0,05 кг.
Кроме того, согласно письму ООО "К-инженеринг" от 22.01.2015 года, также представленному Заказчиком на заседание Комиссии, срок действия сертификата С-RU.ПБ16.В.00497 на оповещатель комбинированный "Весть-С3" истек 01.12.2014 года и до настоящего времени не продлен.
Таким образом, Заказчик на рассмотрение жалобы, представил доказательства своей позиции, изложенной в протоколе рассмотрения заявок, о содержании в заявке Заявителя недостоверных сведений. Заявитель каких-либо доказательств обоснования своей позиции на заседание Комиссии не представил.
Комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона (ч.5 ст.67 Закона), поскольку оно не повлияло на результат проведения закупки.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.31, ч.ч.5, 8 ст.34, ч.ч.4,5 ст.65, ч.ч.12, 20 ст.95, ч.3 ст.96 Закона.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч.5 ст.67 Закона.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о приведении проекта контракта в соответствии с требованиями Закона и настоящего решения на стадии его направления победителю аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.В. Моргунова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 января 2015 г. N 58/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2015