Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 марта 2015 г. N 297/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N297/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0358300387415000007 "Устройство ограждения школьной территории МБОУ СОШ N 43 по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 64" (далее - аукцион), в присутствии представителя Заявителя-2 (Зеленовской М.В.), представителя Заказчика (Перепелица Е.В.), в отсутствии представителей Заявителя-1 и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России приняты к рассмотрению жалобы Заявителя-1, Заявителя-2 на положения документации.
Заказчик в возражениях по доводам жалоб Заявителей указал, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300387415000007 от 27.02.2015 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 139 083,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 07.03.2015 г. в 09 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя-1 является установление Заказчиком в технической части документации об аукционе требований к показателю "временное сопротивление" товара "болты с гайками и шайбами", не соответствующих действующим государственным стандартам.
Внеплановой проверкой установлено, что требования, установленные Заказчиком к показателю "временное сопротивление, Н/мм2, не менее 900 и не более 1519" по указанному товару соответствуют требованиям таблицы А.1 приложения А ГОСТ Р 52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия". Довод жалобы Заявителя-1 следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является установление Заказчиком в документации об аукционе срока подачи заявок с нарушением требований Закона.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.63 Закона извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчик опубликовал извещение о проведении аукциона 27.02.2015 года в 15:35 часов, срок подачи заявок установлен до 09:00 часов 07.03.2015 года, начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 139 083,00 рублей. Таким образом, Заказчик выполнил требования, установленные в ч.2 ст.63 Закона. Довод жалобы Заявителя-2 следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является описание Заказчиком объекта закупки с нарушением требований ч.1 ст.64 Закона.
Согласно п.п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна, в том числе, содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемого аукциона являются строительные работы с использованием товаров.
В инструкции по оформлению первой части заявок установлено следующее: "знаки "," и ";" означает перечисление всех необходимых заказчику значений (характеристик) товара. Исключением является случай, если в описании параметров эквивалентности присутствует обобщающее слово или фраза, после которого (-ой) стоит знак ":" и взаимоисключающие значения параметра эквивалентности разделены запятой. В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. При указании в иных случаях в документации нескольких допустимых взаимоисключающих (альтернативных) значений (характеристик) товара (материала) участником закупки должен быть указан один конкретный вариант - одно значение (характеристика) товара (материала). Знак "/" следует читать как "или", за исключением случаев, когда показатель подобным образом указан в технической документации производителя. Знаки "( )" означают уточнение или дополнение, за исключением случаев, когда значения (характеристики) товара (материала), указанные в скобках, являются альтернативными значениям (характеристикам) товара (материала), указанным перед скобками. При указании в скобках значений, альтернативных значениям (характеристикам) товара (материала), указанным перед скобками, участником должен быть указан один конкретный вариант - одно значение (характеристика) товара (материала)".
Вместе с тем, ни данное указание, ни иные положения документации об аукционе не содержат указаний о том, разделяют ли знаки ",", ";" и "( )" в документации об аукционе во всех случаях или лишь в некоторых случаях взаимоисключающие либо альтернативные значения показателей. Какие именно значения показателей, разделенные в документации об аукционе знаками ",",";" и "( )", являются взаимоисключающими либо альтернативными, а какие значения показателей, не разделенные знаками ",", ";" и "( )", не являются взаимоисключающими либо альтернативными.
Согласно технической части документации об аукционе Заказчику требуется к поставке, в том числе, следующий товар:
- проволока светлая, в том числе, со следующими характеристиками: временное сопротивление разрыву, (кгс/мм2) лента;
- бетон тяжелый, в том числе, со следующими характеристиками: зерновой состав щебня, полные остатки на ситах, в % по массе: d от 90 до 100; 0,5 (d+D) от 30 до 60; допустимое содержание вредных примесей в заполнителях: сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на SO3: для крупного заполнителя 1,5% массы; для мелкого заполнителя 1,0% массы; пирит в пересчете на SO3 4,0% массы; слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориды и др., являющиеся породообразующими минералами): для крупного заполнителя 15 % объема, для мелкого заполнителя 2,0% массы; магнетит, гидрооксиды железа (гетит и др.), апатит, нефелин, фосфорит в сумме 15% объема; галоиды (галит, сильвин и др.), содержащие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: для крупного заполнителя 0,10% массы, для мелкого заполнителя 0,15% массы; свободное волокно асбеста 0,25% массы; уголь 1% массы;
- труба, в том числе, со следующими характеристиками: труба (профиль);
- трубы, в том числе, со следующими характеристиками: трубы изготавливают: из углеродистой стали марок Ст2сп, Ст2пс, Ст2кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3кп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп по ГОСТ 380, марок 10, 10пс, 35, 45 по ГОСТ 1050;
- сталь, в том числе, со следующими характеристиками: прокат должен быть изготовлен из углеродистой стали обыкновенного качества марок: Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп.
Таким образом, Заказчик, не определив в документации об аукционе однозначно, исчерпывающе, в каких случаях знаки ",", ";" и "( )" разделяют взаимоисключающие либо альтернативные значения показателей товаров, а в каких случаях разделенные знаками ",", ";" и "( )" значения показателей не являются взаимоисключающими, нарушил п.1 ч.1 ст.33 Закона - описание объекта закупки, в части характеристик показателей, значения которых разделены знаками ",",";" и "( )", не носит объективного характера, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно технической части документации об аукционе Заказчику для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, требовался товар: "раствор", в том числе, со следующими показателями - "морозостойкость не менее 50 циклов".
Однако в п.4.11 "ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 29.12.1998 N 30) установлено следующее:
"4.11. Морозостойкость растворов характеризуют марками.
Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200".
Таким образом, Заказчик установил по товару "раствор" требования к показателю "морозостойкости" не соответствующие требованиям ГОСТ 28013-98.
Согласно технической части документации об аукционе Заказчику для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, требовался товар: "болты с гайками и шайбами строительные", в том числе, со следующими показателями - болты классов прочности: 9.8, 10.9, 12.9; для болтов предел прочности на растяжение должен составлять не менее 900 Мпа.
Однако в таблице 3 "ГОСТ Р ИСО 898-1-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1014-ст) устанавливает иные значения предела прочности на растяжение в зависимости от класса прочности болтов. Так, для болтов класса прочности 10.9 установлен предел прочности на растяжение не менее 1000 МПа, а для болтов класса прочности 12.9 установлен предел прочности на растяжение не менее 1200 МПа.
Таким образом, Заказчик по товару "болты с гайками и шайбами строительные" установил требования к показателю "предел прочности на растяжение", не соответствующие требованиям ГОСТ Р ИСО 898-1-2011.
Обоснование необходимости использования нестандартных требований к показателям закупаемых товаров в документации об аукционе не содержится.
Таким образом, Заказчик, указывая в документации об аукционе противоречивые и неоднозначные требования к товарам "болты с гайками и шайбами строительные", "раствор", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фактор" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО Формула успеха" частично обоснованной
3. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании электронного аукциона.
5. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 марта 2015 г. N 297/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2015