Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 января 2015 г. N 2/15
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тихенький О.Л. - и.о. руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Чи Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Черняева К.А. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 2/15 о нарушении Муниципальным казенным учреждением "Служба "Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - Заказчик) положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса по объекту: "Полигон ТБО в "Александровск-Сахалинском районе", в том числе кадастровые работы, инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации строительство 1 очереди" (извещение N 0161300005614000168),
УСТАНОВИЛА:
13 января 2015 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Восток" (далее - Заявитель, Общество) о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
В жалобе Заявитель изложил следующие доводы:
1) Заказчиком неправомерно объединены в одной закупке выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации.
2) Заказчиком не установлены даты начала и окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации.
Представитель Заявителя, представитель Заказчика, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явились.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией, составленными в ходе закупки:
1) заказчиком данного открытого конкурса является Муниципальное казенное учреждение "Служба "Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район";
2) извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 24.12.2014;
3) начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 504 470, 78 руб.;
4) на участие в открытом конкурсе подано 5 заявок; победителем признано ООО "Инстройпроект" с ценовым предложением 14 000 000 руб.;
5) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с ч. 2 ст. Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона РФ от 26. 07. 06г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135 - ФЗ) запрещено ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставками, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с п. 2 Информационной карты предметом конкурса является "Полигон ТБО в "Александровск Сахалинском районе", в том числе кадастровые работы, инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации строительство 1 очереди".
В соответствии с п. 9 Информационной карты в составе конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, следующих видов работ: выполнение инженерных изысканий; выполнение проектных работ.
В силу ст. 47 Градостроительного Кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ архитектурно - строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно - технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Работы по проведению инженерных изысканий, составлению проектной документации, указанные в конкурсной документации, относятся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а, следовательно, их выполнение возможно только при условии наличия у потенциальных участников размещения заказа свидетельств о допуске к таким видам работам. Таким образом, заказчиком в объем работ по вышеназванному объекту строительства включены не только работы, связанные с разработкой проектной документации, но и работы по проведению инженерных изысканий.
Данное обстоятельство в силу Градостроительного Кодекса РФ подразумевает наличие у потенциального участника аукциона 2 - х свидетельств о допуске на осуществление 2 - х разных видов деятельности (работ) - на инженерные изыскания и проектирование. При этом выдаче каждого из свидетельств сопутствует соблюдение различных требований и условий.
Кроме этого, согласно ч. 4. 1 ст. 47 Градостроительного Кодекса результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
Результатом проектных работ является документ - проект, но не законченный строительством объект.
Работы по инженерным изысканиям, проектированию различны по своей специфике, методам исполнения и конечному результату.
Юридическое лицо, избравшее своим видом деятельности проектирование, не нуждается в имуществе, работниках и т. д. для осуществления инженерных изысканий. В то же время юридическое лицо, занимающееся инженерными изысканиями, не обязано иметь, приобретать и содержать имущество, штат работников для осуществления проектной деятельности.
Два вида деятельности между собой не связаны, то есть наличие у юридического лица возможности (необходимых ресурсов) осуществлять один из видов деятельности не позволяет ему с использованием этих же возможностей осуществлять другой вид деятельности.
Следовательно, данные виды работ не являются технологически и функционально связанными между собой.
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарная дата - порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года".
В п. 6 Конкурсной документации установлены следующие положения: "Разъяснение конкурсной документации.
6.1. Любой участник закупки вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации (далее - запрос).
6.2. В течение двух рабочих дней со дня поступления запроса заказчик направляет участнику закупки в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок, установленного конкурсной документацией.
Запросы, поступившие позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок, не рассматриваются.
6.3. В течение одного рабочего дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника закупки разъяснение размещается заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть".
Анализируя указанные положения Комиссия приходит к выводу, что конкурсная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации.
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Восток" признать обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 33, п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Р. Чи
К.А. Черняева
Чи Р. (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 20 января 2015 г. N 2/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2015