Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 марта 2015 г. N 75/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Строкиной В.С.
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Чи Р.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика и ООО "СМУ-142" - уведомленные надлежащим образом представители не прибыли;
от уполномоченного органа - Максимова Н.В., Косякиной Н.Г.;
ОАО "Сахалин - Инжиниринг" (заинтересованное лицо - победитель конткурса) - Могилевкин А.Г.
Рассмотрев жалобу ООО "СМУ - 142" на действия уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска, муниципального заказчика МКУ городского округа "город Южно - Сахалинск" "Управление капитального строительства" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса с привлечением к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 30 % от цены контракта на выполнение работ по объекту "Детский сад на 200 мест в п/р Хомутово" (извещение N 0161300000115000020) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ - 142" на действия уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска, муниципального заказчика МКУ городского округа "город Южно - Сахалинск" "Управление капитального строительства" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения конкурса. По мнению заявителя жалобы, протокол N 0161300000115000020Р рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с привлечением к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 30 % от цены контракта от 16 февраля 2015 г. содержит заведомо ложные сведения, повлиявшие на результат определения победителя конкурса, а также в указанном протоколе отсутствуют подписи всех присутствующих членов комиссии.
Представители уполномоченного органа считают свои действия при осуществлении закупки полностью соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и конкурсной документации.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 21.01.2015 года опубликована утвержденная муниципальным заказчиком и согласованная с уполномоченным органом конкурсная документация с привлечением к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 30 % от цены контракта на выполнение работ по объекту "Детский сад на 200 мест в п/р Хомутово" (извещение N 0161300000115000020), 27.01.2015 г. в извещение о проведении конкурса внесены изменения.
На участие в конкурсе в соответствии с протоколом N 0161300000115000020 Вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе с привлечением к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 30 % от цены контракта от 11 февраля 2015 г. подано 4 заявки участников закупки (1- ООО "СтройРемСтиль", 2 - ООО "СМУ - 142", 3 - ОАО "Сахалин-Инжиниринг", 4 - ООО "СКФ "Сфера".
В соответствии с протоколом N 0161300000115000020Р рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с привлечением к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 30 % от цены контракта от 16 февраля 2015 г.(далее - протокол N2) участникам ООО "СтройРемСтиль" (ценовое предложение - 310619403,39 рублей) и ООО "СКФ "Сфера" (ценовое предложение - 349900000,00 рублей) отказано в допуске к участию в конкурсе, в том числе по причине отсутствия в графе "Стоимостные критерии" информации о проценте снижения начальной (максимальной) цены контракта.
Участники ООО "СМУ - 142" (ценовое предложение - 338468039,56 рублей) и ОАО "Сахалин-Инжиниринг" (ценовое предложение - 355000000,00 рублей) допущены к участию в конкурсе и признаны участниками открытого конкурса, при этом в разделе 5 протокола N2 в отношение заявки ООО "СМУ-142" указаны критерии оценки " 2. Квалификация участника конкурса:
2. Наличие опыта участника по успешному выполнения работ сопоставимого характера и объема (строительство детских садов "под ключ"), общей стоимостью контрактов 1 355,46 миллионов рублей."
В отношении заявки ОАО "Сахалин-Инжиниринг" указаны критерии оценки:
" 2. Квалификация участника конкурса:
2. Наличие опыта участника по успешному выполнения работ сопоставимого характера и объема (строительство детских садов "под ключ"), общей стоимостью контрактов 383 996 123,00 рублей."
В разделе 6 протокола 2 в строке "количество баллов" по критерию "Наличие опыта участника по успешному выполнения работ сопоставимого характера и объема (строительство детских садов "под ключ") в отношение заявки ООО "СМУ-142" значение показателя по заявке установлено "0* * В составе заявки не представлены копии контрактов (договоров) с копиями актов выполненных работ по аналогичным работам (при наличии) за последние 3 года _. сопоставимого характера и объема (строительство детских садов "под ключ"), а в отношение заявки ОАО "Сахалин-Инжиниринг" - 50.
Пункт 31 раздела II конкурсной документации "Информационная карта конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе "2. Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (строительство детских садов "под ключ")".
В составе конкурсной заявки ООО "СМУ-142" отсутствовали документы, подтверждающие строительство детских садов "под ключ".
При таких обстоятельствах действия конкурсной комиссии обоснованы.
Вместе с тем, комиссия считает установление критерия оценки заявок " Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (строительство детских садов "под ключ")" нарушающим нормы законодательства в связи с тем, что нормы законодательства, регулирующего правоотношения в строительной отрасли Российской Федерации (Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, СНИПы, ГоСТы и т.д.) в равной степени распространяется на подрядные организации, вне зависимости от того, являются ли объектом строительства детский сад, учреждение здравоохранения, образования, строительство жилого помещения и т.д.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", являющимся подзаконным актом, направленным на регулирование правоотношений в рамках Закона о контрактной системе установлено:
"<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Таким образом, установление заказчиком критерия оценки заявок "Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (строительство детских садов "под ключ")" нарушает требования ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе в части нарушения принципа добросовестной неценовой конкуренции при проведении закупок, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения строительного подряда по строительству детских садов "под ключ", по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим аналогичный опыт строительного подряда по строительству других объектов (школ, больниц, пансионатов отдыха, санаториев и т.д).
Более того, пункт 31 раздела II конкурсной документации "Информационная карта конкурсной документации установлен еще один критерий оценки заявок на участие в конкурсе "Деловая репутация участника закупки" который "Оценивается наличие положительных отзывов об участнике закупки по ранее исполненным контрактам (договорам) на выполненные аналогичные работы" и по указанному критерию ООО "СМУ 142" представил три положительных отзыва, одним из которых являлся отзыв за строительство жилых кварталов, и данный отзыв принят комиссией как отзыв за аналогичный вид работ, что подтверждено протоколом 2.
Незаконное установление данного критерия оценки поставило в преимущественное положение ОАО "Сахалин-Инжиниринг" по отношению к ООО "СМУ-142" и присвоению заявке ОАО "Сахалин-Инжиниринг" номера 1 по результатам оценки и сопоставления заявок, а в дальнейшем незаконному заключению между заказчиком и ОАО "Сахалин-Инжиниринг" муниципального контракта.
Кроме того, комиссией Сахалинского УФАС России установлено, что в п.18 раздела I конкурсной документации установлено: "При снижении начальной (максимальной) цены контракта участник закупки в форме N 1 "предложение участника открытого конкурса" в графе "стоимостные критерии" помимо цены контракта указывает процент ее снижения.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пункте 4 "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает следующее:
"4. В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;"
Таким образом, при утверждении конкурсной документации нарушены требования п.4 "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", повлекшие незаконный отказ в допуске к конкурсу участникам ООО "СтройРемСтиль" и ООО "СКФ "Сфера".
Представитель ОАО "Сахалин-Инжиниринг" на рассмотрении жалобы заявил о заключении муниципального контракта по результатам конкурса.
Комиссия Сахалинского УФАС установила, что на официальном сайте 02.03.2015 года размещены сведения о заключении контракта между МКУ городского округа "город Южно - Сахалинск" "Управление капитального строительства" и ОАО "Сахалин-Инжиниринг" 28.02.2015 года (является нерабочим днем!). Цена контракта 355 миллионов рублей.
Кроме того, уведомление-требование Сахалинского УФАС России от 25.02.2015 года, направленное заказчику по электронной почте, указанной на официальном сайте mky-yks@yandex.ru 11 часов 39 минут 27 февраля 2015 года, содержало запрет для заказчика заключать контракт до рассмотрения жалобы по существу.
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru в разделе конкурса размещена следующая надпись, выделенная красным цветом: "В соответствии с частью 7 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта
ПРИОСТАНОВЛЕНО с 26.02.2015 до рассмотрения по существу жалобы N01611000019/26.02.2015/2145 контролирующего органа Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области."
Указанная надпись размещена 26.02.2015 года.
Таким образом, заказчиком незаконно заключен муниципальный контракт, нарушен п.7 ст. 106 Закона о контрактной системе, а в действиях должностного лица, заключившего контракт усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.7 ст.19.5 КРФоАП.
Согласно требованиям пунктов 2,3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-142" на действия уполномоченного органа - Администрация города Южно - Сахалинска, муниципального заказчика МКУ городского округа "город Южно - Сахалинск" "Управление капитального строительства" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса с привлечением к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 30 % от цены контракта на выполнение работ по объекту "Детский сад на 200 мест в п/р Хомутово" (извещение N 0161300000115000020) - необоснованной;
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика, уполномоченного органа при формировании конкурсной документации установлено нарушение требований ч.2 ст.8, п.7 ст. 106 Закона о контрактной системе, п.4 "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; в связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание не выдавать.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
4. Обратиться в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о признании осуществленной закупки недействительной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии В.С. Строкина
Р. Чи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 марта 2015 г. N 75/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2015