Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 января 2015 г. N 11/15
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тихенький О.Л. - и.о. руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Строкина В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Чи Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
В присутствии:
Даринского Ю.Б. - представителя Комитета по управлению муниципальной собственностью МО "Тымовский городской округ",
рассмотрев дело N 11/15 о нарушении Комитетом по управлению муниципальной собственностью МО "Тымовский городской округ" (далее - Заказчик) положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса по объекту: "Детский сад на 200 мест в пгт. Тымовское" (извещение N 0161300000814000195),
УСТАНОВИЛА:
21 января 2015 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Евро-Стандарт" (далее - Заявитель, Общество) о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
В жалобе Заявитель изложил следующие доводы:
1) В конкурсной документации Заказчиком установлены требования о применении СНиП, утративших юридическую силу.
2) В конкурсной документации не установлены показатели к ряду материалов, применяемых в ходе выполнения работ.
3) Архив ТЕХЧАСТЬ.part01-68 в составе конкурсной документации, размещенной на официальном сайте, поврежден и не открывается стандартными средствами просмотра документов.
4) В конкурсной документации предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством.
5) Заказчиком не установлена ответственность Подрядчика за неисполнение обязанности по предоставлению информации о соисполнителях (субподрядчиках).
6) В конкурсной документации установлены противоречащие друг другу требования к гарантийному сроку на выполненные работы.
7) В извещении о проведении открытого конкурса отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представитель Заказчика, присутствовавший на заседании Комиссии, возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указывая на то, что Заказчиком не допущено нарушений законодательства о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией, составленными в ходе закупки:
1) заказчиком данного открытого конкурса является Комитет по управлению муниципальной собственностью МО "Тымовский городской округ";
2) извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.12.2014;
3) начальная (максимальная) цена контракта составляет 481 228 120 руб.;
4) единственная заявка с ценовым предложением 480 000 000 руб., поданная ООО "Рабочий-1", признана соответствующей требованиям конкурсной документации;
5) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с Техническим заданием при выполнении работ необходимо применять, в том числе, "СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии"; "СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", а также, в соответствии с п. 5.1.30 Проекта контракта, применять "СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства".
Вместе с тем, действующий "СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии" утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 625 в актуализированной версии с одноименным названием.
Действующий "СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" утвержден Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/2 в актуализированной версии с одноименным названием.
"СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" признан утратившим силу Постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 N 70 "О строительных нормах и правилах "Организация строительства". Вместе с тем, в соответствии с Письмом Минюста РФ от 07.04.2005 N 01/2599-ВЯ вышеуказанное постановление Госстроя РФ N 70 не прошло государственную регистрацию в установленном порядке. В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.
При таких обстоятельствах в данной части жалоба признается необоснованной.
2) В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, в жалобе не указано, к каким конкретно материалам Заказчиком не установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Документы, подтверждающие данные доводы, к жалобе не приложены, Обществом к заседанию Комиссии не предоставлены, явка представителя Общества для участия в заседании Комиссии не обеспечена.
При таких обстоятельствах в данной части доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
3) В соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены "Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что файл с названием "ТЕХЧАСТЬ.part01-68", обжалуемый заявителем, отсутствует в составе конкурсной документации, размещенной на официальном сайте. Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что файл с названием "1. ТЕХЧАСТЬ.part68" размещен в составе конкурсной документации в формате, допускающим свободное ознакомление с содержимом файла без дополнительных программных или технологических средств.
При таких обстоятельствах в данной части доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
4) В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из анализа конкурсной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по строительству детского сада на 200 мест.
В соответствии со ст. 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 12.5 Проекта контракта заказчик вправе в одностороннем порядке принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в том числе, в следующих случаях:
"- не предъявления Подрядчиком представителю Заказчика надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право субподрядчика на выполнение порученных ему Подрядчиком работ по объекту (договор субподряда и соответствующего свидетельства о допуске СРО при необходимости);
- начала процедуры ликвидации Подрядчика или принятия Арбитражным судом решения о признании Подрядчика банкротом;
- приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- предоставление Подрядчиком подложных документов и/или заведомо ложных сведений в документах, предоставляемых в рамках исполнения настоящего Контракта".
Гражданским законодательством не предусмотрены указанные основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. Доводы Заказчика о том, что "закон, в целях дополнительной защиты интересов государственного заказчика не запрещает включение в условия контракта дополнительные основания для расторжения договора по инициативе государственного заказчика" Комиссия признает несостоятельными как несоответствующие действующему законодательству. Иных обоснований включения указанный условий в проект договора Заказчиком не предоставлено.
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
5) В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлен следующий размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которой в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 481 228 120 руб.
В соответствии с п. 5.1.28 Проекта контракта установлена обязанность подрядчика "Предоставлять в адрес Заказчика в письменном виде информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены настоящего Контракта, в течение десяти дней с момента заключения договора или договоров с соисполнителем, субподрядчиком".
При таких обстоятельствах в данной части жалоба признается необоснованной.
6) В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с Информационной картой "Требования к гарантийному сроку на выполненные работы и используемые материалы: 36 месяцев со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства. Требования к предоставлению гарантии Подрядчика и сроку такой гарантии: не менее 36 месяцев со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, для которого поставляется оборудование по контракту. Указанная гарантия предоставляется вместе с оборудованием".
В соответствии с п. 8.2. Проекта контракта гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него материалов, изделий и работ устанавливается 3 года с даты подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта (КС-11), на используемое оборудование - срок установленный заводом-изготовителем соответствующего оборудования.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом)".
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора).
Таким образом, вопреки доводам Заказчика, подписание формы КС-11 и ввод объекта в эксплуатацию не являются идентичными действиями и они не совпадают по времени совершения.
При таких обстоятельствах, Заказчик, не установивший надлежащим образом требования к гарантийному сроку, признается нарушившим ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Вопреки доводам Заявителя, обоснование начальной (максимальной) цены контракта размещено в составе архива с названием "техчасть part01" на официальном сайте.
При таких обстоятельствах в данной части доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Евро-Стандарт" признать обоснованной в части установления в конкурсной документации права Заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, а также в части установления в конкурсной документации противоречащих друг другу требований к гарантийному сроку на выполненные работы.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 33, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии В.С. Строкина
Р. Чи
Чи Р. (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 января 2015 г. N 11/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2015