Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 февраля 2015 г. N 126-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Шалабодова Д.В. - руководителя Свердловского УФАС России, председателя Комиссии,
Ружникова Е.А. - и.о. зам. руководителя Свердловского УФАС России, члена Комиссии,
Литяевой О.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа - Н.Б. Бобковой (доверенность Nб/н от 12.01.2015), Е.Н. Гиревой (доверенность N б/н от 04.01.2015), Е.А. Трофимовой (доверенность Nб/н от 04.01.2015),
-заявителя в лице ООО "Линкор" Д.А. Дмитриевой (доверенность Nб/н от 04.02.2015), С.Ф. Пака (доверенность Nб/н от 04.02.2015),
- заинтересованных лиц ЗАО "Мелиострой" К.Н. Домрачевой (доверенность N5 от 04.02.2015), ООО "Спецавтоватика" С.В. Астратовой (доверенность Nб/н от 03.02.2015), ООО "СК ИНТЕГ" А.А. Гранкина (доверенность Nб/н от 17.12.2014), Ю.П. Сурковой (доверенность Nб/н от 17.12.2014), слушателя в лице А.А. Предеина, слушателя от ООО "Аквамаш" в лице А.В. Карманова,
рассмотрев жалобу ООО "Линкор" (620075, г. Екатеринбург, ул. Мамина - Сибиряка, 101, оф. 1235) (вх. N01- 1619 от 29.01.2015 года) о действии (бездействии) заказчика в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа (623750, Свердловская обл, Реж г, ул. Красноармейская, 7а) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области" (извещение N 0862300028314000024) в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 1 5 ст. 99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Линкор" (вх. N01- 1619 от 29.01.2015 года) о нарушении заказчиком в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области" (извещение N 0862300028314000024) законодательства о контрактной системе.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
Согласно жалобе, заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует Закону о контрактной системе, а именно:
- в разделе 4 документации об аукционе неправомерно изменены требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;
- в разделе 4 документации об аукционе указана фраза "приравнивается к разделительному союзу "и", вместе с тем, союз "и" является соединительным, а не разделительным;
- в разделе 5 документации об аукционе заказчиком в нарушение пп. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен полный перечень требований к банковской гарантии в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1005 от 08.11.2013 года;
- при описании объекта закупки заказчиком попозиционно не установлены требования о соответствии товарной позиции конкретному ГОСТ, в связи с чем, непонятно какому из указанных ГОСТов должна соответствовать каждая товарная позиция перечня, а именно, "Кабель" - 76, 96, 132, 19, "Провод" - 78, 89, 101, 126, "Плиты перекрытия" - 73, 74, 75, 77, 79, 80, 81, 82;
- по позиции товара "Плита минераловатная" установлена характеристика товара сжимаемость менее 25 кПа, что не соответствует требованиям ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные";
- по позиции товара "Полоса стальная" установлена характеристика товара "плотность стали не более 8 кг/м3", вместе с тем, не существует стали с указанной плотностью. Среднее значение плотности стали 7, 85 г/см3, либо 7850 кг/м3.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика выступили с возражениями на жалобу заявителя, с доводами жалобы не согласились, пояснили, что нарушений законодательства о контрактной системе допущено не было.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
30.12.2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме по предмету выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области" с реестровым номером закупки 0862300028314000024).
Начальная (максимальная) цена контракта - 64 917 780,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, поведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказовwww.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Относительно довода заявителя о неправомерности изменения требований, установленных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В разделе 4 документации об аукционе изложены требования к первой части заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению.
В том числе в инструкции указано, что "В случае, если в документации или в ее приложениях содержится указание на товарный знак товара, оборудования и т.п., читать что данный товарный знак сопровождается словом "или эквивалент".
В случае если документация об аукционе содержит указание на товарные знаки к материалам, оборудованию, данные товарные позиции должны сопровождаться словами "или эквивалент". При этом, заказчик обязан установить показатели, технические характеристики и другие параметры в целях определения эквивалентности в отношении каждого товара или оборудования, используемого при выполнении работ.
Во исполнение изложенных норм в ст. 33 Закона о контрактной системе, в Приложении N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" документации об аукционе указаны качественные характеристики (потребительские свойства), используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссия Свердловского УФАС России, проанализировав требования инструкции по заполнению первой части заявки (раздел 4 документации об аукционе) не усматривает в действиях заказчика при формулировании в аукционной документации требований инструкции по заполнению заявки нарушения действующего законодательства о контрактной системе.
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки имеется формулировка "Знак "/" между двумя значениями показателей (за исключением фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3" и тп.) приравнивается к разделительному союзу "и" и означает, что участник аукциона должен дать по каждому показателю конкретное значение".
Комиссия отмечает, что в разъяснении положений документации об электронном аукционе от 28.01.2015 NРД5 в ответ на вопрос участника относительно трактовки данной формулировки, заказчик пояснил, что участник аукциона должен дать по каждому показателю конкретное значение".
Таким образом, несмотря на то, что по значению союз "и" является соединительным, а не разделительным, на смысловую формулировку данная неточность не влияет, и ввести в заблуждение участков закупки не может.
Относительно довода заявителя о том, что в разделе 5 документации об аукционе заказчиком в нарушение пп. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен полный перечень требований к банковской гарантии в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1005 от 08.11.2013 года.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Требования к банковской гарантии установлены в ст. 45 Закона о контрактной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Во исполнение указанных требований в разделе 3 проекта контракта заказчиком установлены требования к банковской гарантии, в том числе в п. 3.1. проекта контракта имеется отсылка к ст. 45 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что завышенных требований к банковской гарантии заказчиком в документации не предъявлено, все необходимые сведения об условиях банковской гарантии в проекте контракта указаны. Соответственно, права и законные интересы заявителя не нарушены.
Относительно довода заявителя о том, что при описании объекта закупки заказчиком попозиционно не установлены требования о соответствии каждой товарной позиции конкретному ГОСТ, в связи с чем, непонятно какому из указанных ГОСТов должна соответствовать каждая товарная позиция перечня, а именно, "Кабель" - 76, 96, 132, 19, "Провод" - 78, 89, 101, 126, "Плиты перекрытия" - 73, 74, 75, 77, 79, 80, 81, 82.
Требования к описанию объекта закупки содержатся в ст. 33 Закона о контрактной системе.
Во исполнение норм Закона о контрактной системе в п. 10 информационной карты документации об аукционе указано, что описание объекта закупки содержится в части 3 "Техническое задание на аукцион", части 4 "Проект контракта".
В пункте 16 информационной карты аукционной документации, указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, а также согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В инструкции по заполнению заявки указано, что качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником аукциона к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Приложение N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" документации об аукционе, технической документации на предлагаемый товар (техническому паспорту, сертификату, инструкции по эксплуатации или иной технической документации).
В Приложении N1 к Техническому заданию заказчиком указано, что товары должны соответствовать нормативным документам, после чего перечислены ГОСТы, СНиПы и Технические регламенты.
Соответственно, участник закупки должен конкретизировать тот товар, которой он предполагает поставить, а так же предоставить согласие по всем остальным условиям документации об аукционе.
Представители заказчика пояснили, что неотъемлемой частью документации об аукционе является проектная документация, данная документация доступна для ознакомления на официальном сайте. Профессиональные участника рынка при заполнении первой части заявки в случае затруднения могли обратиться к проектной документации, в данной документации указаны серии, маркировки товаров и иные сведения.
При формировании заявки участник закупки обязан ознакомиться со всей документацией, так как, подавая первую часть заявки, участник тем самым выражает свое согласие на условия, указанные в документации об аукционе.
Комиссия Свердловского УФАС России отмечает тот факт, что со слов заявителя, заявка на участие в данном аукционе обществом была подана. Таким образом, участник ООО "Линкор" предоставил свое согласие на все условия, изложенные в документации об аукционе.
Представители заказчика, в своих пояснениях указали, что в описании товарной позиции "Плиты перекрытия" в Приложении N1 к Техническому заданию указаны технические характеристики, указывающие на серию плит. А именно, например, п. 77, 79 "Плита перекрытия" должна быть армирована сталью Ат-V, соответственно, на данные плиты распространяется серия 1.141-1 "Панели перекрытий железобетонные многопустотные", армированные стержнями из термически упрочненной стали класса Ат-V.
По позициям п. 73, 74, 75 "Плита перекрытия" из арматурной стали класса от А-I до А-III, соответственно, на данные плиты распространяется серия 1.141-1 "Панели перекрытий железобетонные многопустотные", армированные стержнями из стали класса А-III и ВрI.
Представители заказчика полагают, что профессиональным участникам строительного рынка должны быть понятны указанные характеристики товара. Кроме того, в проектной документации все марки, серии плит указаны.
В соответствии с ч. 1 и ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
В рамках рассмотрения жалобы представитель заявителя не представил доказательств того, что указанное описание объекта закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Доказательств невозможности соотнести товар с ГОСТами, СНиПами и Техническими регламентами заявителем в материалы дела не представлено, Свердловским УФАС России не установлено.
Относительно довода заявителя о том, что по позиции товара "Плита минераловатная" (п. 60) установлена характеристика товара сжимаемость менее 25 кПа, что не соответствует требованиям ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные".
Представители заказчика признали, что в п. 60 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об аукционе была допущена техническая опечатка.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Но вместе с тем, данное нарушение на права и законные интересы участников не повлияло, так как заявки участников по данной позиции не отклонены, в том числе и первая часть заявки заявителя жалобы.
Относительно довода заявителя о том, что по позиции товара "Полоса стальная" установлена характеристика товара "плотность стали не более 8 кг/м3", вместе с тем, не существует стали с указанной плотностью. Среднее значение плотности стали 7, 85 г/см3, либо 7850 кг/м3.
Представители заказчика признали, что в п. 70 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об аукционе была допущена техническая опечатка.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Но вместе с тем, данное нарушение на права и законные интересы участников не повлияло, так как заявки участников по данной позиции не отклонены, в том числе и первая часть заявки заявителя жалобы.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, Комиссия Свердловского обращает внимание, на следующие обстоятельства.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии регламентирован в главе 6 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как следует из буквального и смыслового толкования части 1 статьей 105 Закона о контрактной системе, возможность обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (и иных лиц) общественными объединениями, объединениями юридических лиц может быть обусловлено исключительно нарушением прав и законных интересов конкретного участника (ов) закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Линкор" признать обоснованной в части необъективности установления требований при описания объекта закупки.
2. В действиях заказчика в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа признать нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение на права и законные интересы участников не повлияло.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Шалабодов
Члены Комиссии Е.А. Ружников
О.В. Литяева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 февраля 2015 г. N 126-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2015