Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 февраля 2015 г. N 135-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ружникова Е.А. - и.о. заместителя руководителя Свердловского УФАС России, председателя Комиссии,
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Литяевой О.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа - Н.Б. Бобковой (доверенность Nб/н от 12.01.2015), Е.Н. Гиревой (доверенность N б/н от 04.01.2015), Е.А. Трофимовой (доверенность Nб/н от 04.01.2015),
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Стройсити", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
- заинтересованных лиц ООО "Линкор" Д.А. Дмитриевой (доверенность Nб/н от 04.02.2015), С.Ф. Пака (доверенность Nб/н от 04.02.2015), ЗАО "Мелиострой" К.Н. Домрачевой (доверенность N5 от 04.02.2015), ООО "Спецавтоватика" С.В. Астратовой (доверенность Nб/н от 03.02.2015), ООО "СК ИНТЕГ" А.А. Гранкина (доверенность Nб/н от 17.12.2014), Ю.П. Сурковой (доверенность Nб/н от 17.12.2014), слушателя в лице А.А. Предеина, слушателя от ООО "Аквамаш" в лице А.В. Карманова,
рассмотрев жалобу ООО "Стройсити" (вх. N01 - 1763 от 02.02.2015 года, вх. номер ФАС России 8502М5 от 29.01.2015) о действии (бездействии) заказчика в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа (623750, Свердловская обл, Реж г, ул. Красноармейская, 7а) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области" (извещение N 0862300028314000024) в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 1 5 ст. 99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройсити" о нарушении заказчиком в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области" (извещение N 0862300028314000024) законодательства о контрактной системе.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
Согласно жалобе, заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует Закону о контрактной системе, а именно:
- объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области", то есть не строительство "под ключ", вместе с тем, локальные сметы содержат файл "02-02-10изм Технологическое оборудование", в котором указано технологическое немонтируемое оборудование, не относящееся к предмету контракта;
- часть разъяснений положений документации об аукционе размещены с нарушением, а именно разъяснение на запрос N3 относительно товарной позиции "Гвоздь строительный" вносит изменения в документацию об аукционе.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика выступили с возражениями на жалобу заявителя, с доводами жалобы не согласились, пояснили, что нарушений законодательства о контрактной системе допущено не было.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
30.12.2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме по предмету выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области" с реестровым номером закупки 0862300028314000024).
Начальная (максимальная) цена контракта - 64 917 780,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, поведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказовwww.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
Относительно довода заявителя о нарушении порядка размещения части разъяснений положений документации об аукционе, а именно разъяснение на запрос N3 относительно товарной позиции "Гвоздь строительный" вносит изменения в документацию об аукционе.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе).
Комиссия Свердловского УФАС России проанализировав размещенные на официальном сайте разъяснения заказчика, выявила, что действительно, разъяснения от 12.01.2015 15:46 не содержит предмета запроса. Представитель заказчика пояснила, что после данного разъяснения заказчиком были внесены изменения в документацию об аукционе.
Также в разъяснении от 26.01.2015 10:28 ответ на запрос N4 отсутствует предмета запроса, но вместе с тем, исходя из содержательности ответа можно сделать вывод о сути запроса участника.
В разъяснении на запрос N3 относительно товарной позиции "Гвоздь строительный" заказчик разместил ответ следующего содержания: "В Приложение N 1 к Техническому заданию в п. 133 товар "Гвоздь строительный" в связи с технической ошибкой, просим читать характеристику "с предельным отклонением не более -10 мм" в следующей редакции "с предельным отклонением не более 10 мм". Данная характеристика товара не будет учитываться аукционной комиссией Заказчика при рассмотрении заявок участников".
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что при размещении разъяснения на запрос N3 относительно товарной позиции "Гвоздь строительный" заказчиком допущено нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность ч. 1.4. ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно довода заявителя о том, что объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 75 мест по улице Есенина, 2Б в селе Останино Режевского района Свердловской области", то есть не строительство "под ключ", вместе с тем, локальные сметы содержат файл "02-02-10изм Технологическое оборудование", в котором указано технологическое немонтируемое оборудование, не относящееся к предмету контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Описание объекта закупки осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Во исполнение норм Закона о контрактной системе в п. 10 информационной карты документации об аукционе указано, что описание объекта закупки содержится в части 3 "Техническое задание на аукцион", части 4 "Проект контракта".
В пункте 16 информационной карты аукционной документации, указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, а также согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В инструкции по заполнению заявки указано, что качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником аукциона к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Приложение N 1 к Техническому заданию "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" документации об аукционе, технической документации на предлагаемый товар (техническому паспорту, сертификату, инструкции по эксплуатации или иной технической документации).
В обжалуемом локальном сметном расчете N 02-02-10 изм. "Технологическое оборудование", в котором указаны следующие товарные позиции: (выборочно) шкафы, кровать детская одноуровневая с ватным матрацем, тумбочка прикроватная, стул детский, стул мягкий, мат большой, мат малый, весы товарные настольные, утюг бытовой, пылесос, музыкальный центр, принтер, пианино, банкета медицинская со спинкой и т.д.
Комиссия Свердловского УФАС России, проанализировав локальный сметный расчет N 02-02-10 изм. "Технологическое оборудование", приходит к выводу о том, что в нем содержится перечень немонтируемого оборудования.
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки немонтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, в том числе, стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели.
Вместе с тем, обжалуемая закупка не попадает под действие Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989), так как не является строительством детского сада "под ключ".
На основании изложенного, заказчиком в один предмет закупки объединены строительство и поставка оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом закупки.
Комиссия Свердловского УФАС России принимает во внимание Письмо ФАС РФ от 05.12.2011 N ИА/45240 , в котором указано, что при размещении соответствующих заказов заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
При этом объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа".
На основании изложенного, с учетом перечня оборудования указанного в локальном сметном расчете N 02-02-10 изм. "Технологическое оборудование", Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки выявлено установление разных сроков окончании для подачи заявок в извещении и информационной карте указаны разные, представитель заказчика пояснила, что действительно, в связи с тем, что в документацию об аукционе вносились изменения, в информационную карту по технической ошибке не было внесено изменение относительно срока окончания подачи заявок. В извещении указана дата окончания для подачи заявок - 30.01.2015 г., в документации об аукционе - 15.01.2015 г.
Вместе с тем, по мнению заказчика, данное нарушение на права и законные интересы участников не повлияло, так как извещение было размещено на официальном сайте длительный срок с 30.12.2014 года. На сайте, и одновременно на электронной торговой площадке отображалась информация о внесении изменений в документацию, и как следствие, заказчиком осуществлено продление срока для подачи заявок. Таким образом, все желающие участники подали заявку на участие в аукционе. Кроме того, достоверная информация об окончании срока для подачи заявок была доступна на сайте электронной торговой площадки ЭТП ММВБ "Госзакупки".
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что при указании срока окончания для подачи заявок в информационной карте документации об аукционе допущено нарушение п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки установлено, что по позиции товара "Плита минераловатная" (п. 60) установлена характеристика товара сжимаемость менее 25 кПа, что не соответствует требованиям ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные", а именно данный показатель измеряется в процентах.
Представители заказчика признали, что в п. 60 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об аукционе была допущена техническая опечатка.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Но вместе с тем, данное нарушение на права и законные интересы участников не повлияло, так как заявки участников по данной позиции не отклонены, в том числе и первая часть заявки заявителя жалобы.
По позиции товара "Полоса стальная" установлена характеристика товара "плотность стали не более 8 кг/м3", вместе с тем, не существует стали с указанной плотностью. Среднее значение плотности стали 7, 85 г/см3, либо 7850 кг/м3.
Представители заказчика признали, что в п. 70 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об аукционе была допущена техническая опечатка.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Но вместе с тем, данное нарушение на права и законные интересы участников не повлияло, так как заявки участников по данной позиции не отклонены, в том числе и первая часть заявки заявителя жалобы.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, Комиссия Свердловского обращает внимание, на следующие обстоятельства.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии регламентирован в главе 6 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Как следует из буквального и смыслового толкования части 1 статьей 105 Закона о контрактной системе, возможность обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (и иных лиц) общественными объединениями, объединениями юридических лиц может быть обусловлено исключительно нарушением прав и законных интересов конкретного участника (ов) закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Стройсити" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч.1 ст. 64 п. 3 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Управления образования Администрации Режевского городского округа предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как предписание по данной закупке было выдано Комиссией Свердловского УФАС России N123-з от 05.02.2015 года.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1.4. ст. 7.30, ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.А. Ружников
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
О.В. Литяева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 февраля 2015 г. N 135-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2015