Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 марта 2015 г. N 268-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии;
Авакяна А.В. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Свердловский областной онкологический диспансер",
- заявителя в лице ООО "НТЦ Экотехпром",
- заинтересованных лиц от ООО "Грани",
рассмотрев жалобу ООО "НТЦ Экотехпром" (вх. N01- 3700 от 27.02.2015 года) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер", его комиссией при проведении электронного аукциона на "Оказание услуг по утилизации опасных медицинских отходов класса "Б" (сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию без предварительной дезинфекции)" (извещение N 0362200071715000076) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "НТЦ Экотехпром" (вх. N01- 3700 от 27.02.2015 года) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" , его комиссией при проведении электронного аукциона на "Оказание услуг по утилизации опасных медицинских отходов класса "Б" (сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию без предварительной дезинфекции)" (извещение N 0362200071715000076) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проверка проведена в объеме доводов заявленных в жалобе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком в документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки копий документов
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
20.02.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200071715000076 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила 999 992,00 рублей.
В соответствии ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Также согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать следующую информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 18.2. "Информационной карты" документации об аукционе в требованиях к содержанию второй части заявки установлено, что заявка на участие в настоящем аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным ч. 3 Раздела 1 "Общие сведения" и п.18.3. Раздела 2 "Информационная карта" настоящей документации" п. 1 и 2 части 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44 ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44 ФЗ;
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено пунктом 18.4. Раздела 2 "Информационная карта" настоящей документации.
В свою очередь, в п. 18.3. информационной карты документации об аукционе содержится инструкция по заполнению заявки.
В п. 18.4. указано - Копии документов о соответствии товаров соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3 ч.5. ст.66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"): не предусмотрено.
В п. 18.5. указано - Копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п.2 ч.5. ст.66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"): не предусмотрено.
Таким образом, требование о предоставлении во второй части заявки копий документов подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе отсутствует.
В Техническом задании документации об аукционе указана характеристика отходов, образующихся у Заказчика (ГБУЗ СО "Свердловский областной онкологический диспансер"):
(по классификации СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"). Исполнитель предоставляет услуги по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов Заказчика, а именно: материалов, веществ, изделий, утративших частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях. Медицинские отходы классов: "Б" - эпидемиологически опасные отходы. Класс "Б": инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани, кровь и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений (вывоз ежедневно). Отходы из клинико-диагностических лабораторий. Живые вакцины, непригодные к использованию.
Таким образом, проанализировав изложенное описание объекта закупки, а также сложившееся законодательное регулирование данной сферы услуг Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из определений понятий отходов, обращения с отходами, приведенных в данной статье Закона N 89-ФЗ, указанный закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
По положениям пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2790-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, установлены санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.
Названные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно- эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами (пункт 1.2 СанПиН 2.1.2790-10).
То обстоятельство, что согласно новой редакции статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и биологическими отходами выведены из сферы действия данного закона, не означает, что отношения по обращению с медицинскими отходами в принципе выведены из сферы регулирования отношений по обращению с отходами, а лишь свидетельствует о том, что данные отношения регулируются иными нормами, которые в свою очередь, также относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям, нарушение которых образует событие административного правонарушения, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событием административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, связанной с обращением отходов производства и потребления и иных опасных веществ.
Кроме того, объектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, в то время как положения статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают несоблюдение обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, связанной именно с обращением отходов производства и потребления и иных опасных веществ, в том числе медицинских.
Таким образом, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с медицинскими отходами предусмотрена административная ответственность.
Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами, требования к их сбору, временному хранению, транспортированию, способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов, правила учета и контроля за движением медицинских отходов, требования к организации участка по обращению с медицинскими отходами установлены лишь отдельными разделами СанПиН 2.1.7.2790-10, которые также не регулируют вопросы лицензирования деятельности в области обращений с медицинскими отходами.
Отсутствие соответствующего законодательства в области лицензирования деятельности по обращению с медицинскими отходами служит особым фактором риска: увеличения количества недобросовестных лиц, нарушающих экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами, злоупотребления ими наличием недостаточности правовых норм, регулирующих вопросы лицензирования в области обращения медицинских отходов; возможного возникновения и распространения инфекционных и иных заболеваний. Поэтому данный вопрос особо актуален и требует срочного решения на федеральном уровне путем принятия соответствующих законов.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
С 01.08.2014 г. вступил в силу Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" не содержащий код отхода 9710000000000 и 9700000000000, в связи с чем, субъекты, оформившие лицензии после вступления в силу указанного классификатора не имеют возможности обеспечить соблюдение данного требования.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.1 1.2011 года N 323-фЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ": медицинские отходы - - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Медицинские отходы разделяются на классы:
класс "А"- эпидемиологически безопасные отходы;
класс "Б"- эпидемиологически опасные отходы;
класс "В"- чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
класс "Г"- токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
класс "Д"- радиоактивные отходы.
Пунктом 3 статью 49 вышеуказанного Федерального закона определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс- умеренно опасные отходы ;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с п.п. 30 п.1 ст. 12 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-1V классов опасности. Согласно п. 2 "Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов_" лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Пунктом 1 указанного Положения установлено, что лицензирование осуществляется в отношении отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов.
В письме Росприроднадзора России от 14.01.2014 N АА-03-03-36/306 "О нормировании, паспортизации и лицензировании отходов лечебно-профилактических учреждений и биологических отходов" и письме Минприроды России от 25.01.2012 N 05-12-44/832 "О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами" подробно описана несогласованность норм действующего законодательства, на основании которых указанные ведомства делают вывод о том, что отношения в области обращения с медицинскими отходами фактически не подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и законом N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что указанные письма не носят нормативного характера. Необходимость наличия лицензии на деятельность в сфере обращения с медицинскими отходами подтверждена решением арбитражного суда Свердловской области (дело NА60-46644/2014), которым установлено, что медицинские отходы класса "Б" и "В" относятся к отходам 1-1V классов по классификации ФЗ "Об отходах производства и потребления" и соответственно эта деятельность подлежит лицензированию как деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Как указывалось выше, в соответствии с 99-ФЗ лицензированию в настоящее время подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-1V классов опасности, в то время как лицензии, выданные на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, выданные в соответствии со старой редакцией закона, действуют до 30 июня 2015 года.
Таким образом, в данный момент на территории Российской Федерации имеются в обороте действующие лицензии:
- по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности с указанием наименование отхода - медицинские отходы,
- на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности с указанием наименование отхода - медицинские отходы,
- на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без указания вида отхода - медицинские, но при этом имеющие экспертные заключения выданные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его территориальным органом о том, что производство по переработке и обезвреживанию отходов 1 - 4 классов опасности соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно - эпидемиологические требованиям к обращению с медицинскими отходами".
Комиссия Свердловского УФАС России, основываясь на вышеуказанном решении арбитражного суда, полагает, что до момента правового урегулирования в области осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению медицинских отходов на законодательном уровне достаточным и необходимым в целях формирования документации о закупках, обеспечивающей равные права и возможности участников рынка обращения медицинских отходов, с одновременным указанием в документации о закупках требований о предоставлении участниками процедур:
- копии действующей лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности с правом выполнения видов работ по обезвреживанию и размещению, указанных в приложении к лицензии, ИЛИ
- копии действующей лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности с указанием наименование отхода - медицинские отходы,
ЛИБО:
- копии действующей лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-1V класса опасности, выданной после июля 2014 года,
- копии экспертного заключения выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, его территориальным органом о соответствии производства по переработке и обезвреживанию отходов 1 - 4 классов опасности требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно - эпидемиологические требованиям к обращению с медицинскими отходами".
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не установил в документации об аукционе требование к участникам закупки о предоставлении во второй части документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "НТЦ Экотехпром" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной онкологический диспансер" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.А. Ружников
Члены комиссии О.В. Литяева
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 марта 2015 г. N 268-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2015