Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 марта 2015 г. N 288-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" ,
- заинтересованного лица ООО ПСК "Гранд-Строй" ,
- в отсутствии заявителя, надлежащим образом уведомленном о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Инвест-Оптима" (622049, г. Нижний Тагил, Октябрьский проспект, д. 5, ка. 250) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту 2-го этажа и комнаты 439 в общежитии N 1, 3-го этажа и учебной комнаты на 1-ом этаже общежития N 4 (извещение N 0362100010014000131), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Инвест-Оптима" (вх. N 01-3928 от 04.03.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту 2-го этажа и комнаты 439 в общежитии N 1, 3-го этажа и учебной комнаты на 1-ом этаже общежития N 4 (извещение N 0362100010014000131) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как заявка с реестровым номером 7660747 участника закупки ООО "Инвест-Оптима" необоснованно отклонена, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23 декабря 2014 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362100010014000131 и документация об аукционе, в действующей редакции от 06.02.2015 г. Начальная максимальная цена контракта составила 15806864,48 рублей.
25 февраля 2015 г. единой комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 26 заявок от участников закупки. Участники закупки, заявкам которых присвоены реестровые номера 6477509, 6978040, 1272399, 2634669, 7581235, 5035448, 5071395, 5541841 были допущены до участия в аукционе. Участникам закупки, заявкам которых присвоены реестровые номера 8133907, 9582606, 9871984, 2942368, 9540492, 5483930, 5562350, 2056742, 6834418, 1216033, 8876414, 4649646, 3101506, 7000023, 8070454, 2690285, 9917581, 7660747 отказано в допуске к участию в аукционе.
Заявка с реестровым номером 7660747 участника закупки ООО "Инвест-Оптима" отклонена на основании п.1 ч.4. ст. 67 Закона о контрактной системе, непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиями документации об электронном аукционе (п. 30 Информационной карты документации об электронном аукционе). Участник размещения заказа не указал конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемого для использования товара: п. 21 Керамическая плитка толщиной от 7,5 мм.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что в соответствии с разъяснением положений документации об электронном аукционе от 29.01.2015 NРД12, размещенном на официальном сайте от 29.01.2015 20:08, заказчиком дано разъяснение относительно п.38 "Встраиваемый светодиодный светильник", а именно: установлено требование работоспособности светильника в диапазоне питающих напряжений в пределах от 155 до 275В, необходимо указать диапазон питающих напряжений предлагаемых Вами светильников.
В соответствии с требованием п. 3 ч. 3 ст.66 Закона о контрактной системе пунктом 30 информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения при заключении договора на выполнение работ:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации установлено, что предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слов "не более", "не менее", "или" и т.п. , то есть должны быть конкретными.
Если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более" или "не менее", участником закупки в его заявке устанавливается конкретное значение.
Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону, участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением показателя.
Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается фразой "в пределах диапазона", или значение такого показателя сопровождается фразой "не более", участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же либо попадающим в обозначенный в Техническом задании диапазон, но без сопровождения фразами "не более".
Если в Техническом задании устанавливается диапазонный показатель, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "поглощающим" заданный Техническим заданием диапазон, но без сопровождения фразой "не менее".
Приложением N1 раздела 3 аукционной документации установлено "техническое задание" аукционной документации установлено техническое требование заказчика (функциональные (потребительские свойства) и качественные характеристики товара, используемого при выполнении работ), в том числе:
21 |
Керамическая плитка |
Характеристики: Для пола. Размер плитки не менее 304х304мм толщиной от 6,5 мм до 9,5 мм. .Наименование показателей: По ТУ 5752-041-00288030-2011 - кривизна лицевой поверхности(центральная) мм, не более 1,5 - влагопоглощение не более 4,5% - твердость глазури по шкале Моосу - не менее 5 - степень износостойкости,степень1-4 - число допустимых дефектов на одной плитке не более 3шт |
Представленная первая часть заявки реестровым номером 7660747 участника закупки ООО "Инвест-Оптима" в п.21 "Керамическая плитка" содержит указание на толщину плитки "от 7,5 мм", что не соответствует требованиям аукционной документации и инструкции по заполнению заявки.
Согласно ч.3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе единой комиссий было принято правомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки ООО "Инвест-Оптима", заявке которого присвоен реестровый номер 7660747, по основанию, указанному в протоколе от 25 февраля 2015 г.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчик в "техническом задании" (приложение N1 раздела 3 аукционной документации) аукционной документации установил требования к товару, используемому при выполнении работ, в том числе в соответствии с ТУ 5752-035-00288030-2012 (п. 20), ТУ 5752-041-00288030-2011 (п. 21), ТУ3464-002-12016868-2002 (п. 46), ТУ 5771-009-51143480-09 (п. 60).
Согласно п. 3.1 п. 3.7 "ГОСТ 2.114-95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия" ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя). Обозначение ТУ присваивает разработчик.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчик установил требование к используемым товарам при производстве работ в виде соответствия их конкретным техническим условиям, ограничив количество участников закупки, так как в таком случае возможна поставка товара, используемого при выполнении работ, только одного производителя.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Инвест-Оптима" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" выявлено нарушение п.1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный университет путей сообщения" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 марта 2015 г. N 288-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2015