Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2015 г. N 312-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Энерго" на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Свердловский областной онкологический диспансер" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362200071715000128) на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса "Б" и "Г" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заказчика ГБУЗ СО "Свердловский областной онкологический диспансер" *(доверенность N 198 от 08 августа 2014 года);
- заявителя ООО "Энерго" * (доверенность от 26 февраля 2015 года);
- заинтересованного лица ООО "Интер" * (доверенность от 10 декабря 2015 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго" (вх. N 01-5231 от 11.03.2015) на действия заказчика в лице ГБУЗ СО "Свердловский областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона N 0362200071715000128 на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса "Б" и "Г", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что услуги, подлежащие оказанию по контракту, подлежат лицензированию, соответственно, отсутствие в документации об аукционе требования к участнику аукциона о наличии у него соответствующей лицензии неправомерно.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
03 марта 2015 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200071715000128, а также документация об аукционе.
В ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в документации об аукционе должны содержаться требования к участникам такого аукциона, установленные в чч. 1-2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом контракта определены услуги по сбору, транспортировке, термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса "Б" и "Г".
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
При этом в соответствии с п. 2 утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681 критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями; класса В - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1-2 групп патогенности; класса Г - наличие в их составе токсичных веществ.
Из приведенных норм следует, что медицинские отходы, разделенные в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации на классы "А"-"Д" в соответствии с критериями, определяющими степень их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, в целях применения положений Закона о лицензировании, Закона об отходах производства подлежат также классификации в целях оценки по степени их негативного влияния на окружающую природную среду и присвоения класса опасности.
При этом, как следует из приведенных выше критериев опасности медицинских отходов классов Б, В, Г, указанные отходы не могут относиться к пятому классу (практически неопасные отходы).
Данный вывод подтверждается, в частности, описанием видов отходов класса "Б" в п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". Так, к отходам класса "Б" относятся инфицированные и потенциально инфицированные отходы: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани и так далее); пищевые отходы из инфекционных отделений; отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию.
Таким образом, деятельность по обезвреживанию медицинских отходов классов Б, В, Г, как представляющих опасность для окружающей среды, подлежит лицензированию, на что также указывает Арбитражный суд Свердловской области (решение N А60-45033/2013 от 18.02.2014).
В документации об аукционе заказчик не устанавливает требования к участнику о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по предмету контракта и требования о предоставлении ее в составе заявки на участие в аукционе, что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Энерго" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ГБУЗ СО "Свердловский областной онкологический диспансер" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ГБУЗ СО "Свердловский областной онкологический диспансер", его комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение: предписание Свердловского УФАС России N 312-з от 18.03.2015 на 1 л.
Председатель Комиссии *
Члены комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2015 г. N 312-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2015