Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2015 г. N 56-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "Феникс" (вх. N 01-213 от 13.01.2015) на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством", при проведении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0862300028014000110 ) на выполнение работ по строительству "под ключ" многоквартирных жилых домов по адресам Свердловская область, город Реж, улица Олега Кошевого, 22 и Свердловская область, город Реж улица Калинина, 49 и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту -Закон о контрактной системе) при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" Козловой О.Б. (доверенность N б/н от 16.01.2015 г.), Амельченковой Н.В. (доверенность б/н от 14.07.2014 г), Степшиной Н.В. (б/н от 19.01.2015 г.), Мантурова П.А. (б/н от 16.01.2015 г.);
- в отсутствие представителей заявителя ООО "Феникс", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- заинтересованного лица ООО "СК ИНТЕГ" Сурковой Ю.П. (доверенность б/н от 01.04.2014 г.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Феникс" на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством", при проведении закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0862300028014000110 ) на выполнение работ по строительству "под ключ" многоквартирных жилых домов по адресам Свердловская область, город Реж, улица Олега Кошевого, 22 и Свердловская область, город Реж улица Калинина, 49.
Заявитель считает, что заказчик установил в документации требования на соответствие стандартам, не действующим на территории Российской Федерации ограничивающие количество участников, разъяснения, опубликованные заказчиком осуществлены с нарушением законодательства, в технической части документации установлены значения с применением знака "/" при этом нельзя определить данный знак является требованием к перечислению либо требует выбрать одно значение, в аукционной документации заказчиком установлены два технических задания имеющие действующую редакцию, вместе с тем они отличаются между собой по требованиям.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что при проведении закупки действовали в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
08 декабря 2014 года на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным органом размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0862300028014000110.
Согласно п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Вместе с тем, в техническом задании заказчик установил требования на соответствие стандартам.
Комиссия Свердловского УФАС России установила, что стандарты ГОСТ 13015.0-2003, ГОСТ 13015.0-82, ГОСТ Р ЕН 1434-2006, ГОСТ Р 52134-2003 не действуют на территории Российской Федерации согласно каталогу действующих национальных стандартов, таким образом заказчик в нарушении п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использовал не действующие стандарты.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчику поступило 8 запросов о даче разъяснений, вместе с тем, заказчик в нарушении ч.4 ст. 65 разместил часть разъяснений без указания предмета запроса.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N5 к техническому заданию заказчик периодически устанавливает значения с применением знака "/". В частности в пунктах:
-17 (номинальное напряжение): 3х220/380в;
-20 (номинальное напряжение на вводе ВРУ), В 380/220;
-22 не должны превышать +/- 2 мм;
-36 (рабочее напряжение): 220/380в.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе отсутствуют разъяснения по знаку "/" является ли данный знак требованием к перечислению (принцип союза "и") или требует выбрать одно из значений (принцип союза "или").
По доводу толкования знака дроби ("/"), встречающегося в Техническом задании, комиссия установила необходимость конкретизировать значение данного знака в документации об электронном аукционе, для однозначного понимания требований установленных в техническом задании.
Заказчик в нарушении п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установил инструкцию о порядке заполнения заявки с учетом знака "/".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, заказчик в аукционной документации установил два технических задания имеющих действующую редакцию, данные технические задания отличаются между собой, и противоречат друг другу, таким образом заказчик в нарушении п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе не описал объект закупки надлежащим образом, обеспечив возможность идентифицировать требования заказчика.
К числу документов и сведений второй части заявки на участие в аукционе ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе относит документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1-2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при их наличии).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе содержится запрет на включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно описания объекта закупки, объектом закупки является- выполнение работ по строительству "под ключ" многоквартирных жилых домов по адресам Свердловская область, город Реж, улица Олега Кошевого, 22 и Свердловская область, город Реж улица Калинина, 49.
В соответствии с п. 10 Информационной карты аукциона (Требования к участникам установленные Заказчиком) установлены следующие требования к участникам: наличие действующего Свидетельства выданного участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: п.3.7., п.16.1,п. 16.2, п. 16.3, п. 16.4, п. 17.1, п. 17.4, п. 17.7, п. 18.1, п. 18.3, п. 18.4, п. 18.5, п. 33.3.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. В п. 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 содержится перечень объектов, работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту которых не относятся к оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, не требуют наличия свидетельства о допуске. В частности, к таковым относятся объекты индивидуального жилищного строительства (многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеющих общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенных на отдельном земельном участке и имеющих выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящий из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования).
Объект строительных работ определен в документации об аукционе как многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более чем три.
К малоэтажным жилым домам в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета (утв. Приказом Минрегионразвития N 79 от 27.02.2010) относятся индивидуальные жилые дома (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи); блокированные жилые дома (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования); многоквартирные жилые дома (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования).
Таким образом, данный объект подпадает под исключение из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), установленное п. 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624; следовательно, на выполнение работ по строительству данного объекта допуск саморегулируемой организации не требуется. Таким образом, требование о предоставлении участником в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства установлено в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Феникс" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление городским хозяйством" нарушения п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Управление городским хозяйством" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2, 4, 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Приложение: предписание 56-з от 20.01.2015 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 января 2015 г. N 56-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2015