Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 января 2015 г. N 67-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "ГРАНИ" на действия (бездействие) заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N3" при проведении электронного аукциона (извещение N 0362200052314000180) на оказание услуг по сбору, транспортированию, термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса "Б" и "В", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) при участии представителей:
- заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N3" Демина А.С. (доверенность б/н от 26.05.14г.);
- заявителя ООО "ГРАНИ" Хазавой Н.А. (приказ N1 от 23.05.11г.), Мамоновой О.М. (доверенность от 02.12.14г.);
- заинтересованного лица Надежкина И.С. (доверенность б/н от 01.01.2015 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ГРАНИ" (вх. N 01-418 от 15.01.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО " Противотуберкулезный диспансер N3" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ) на оказание услуг по сбору, транспортированию, термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса "Б" и "В".
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проверка проведена в объеме доводов заявленных в жалобе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчик не правомерно установил в документации требования ко второй части заявки.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
06 декабря 2014 года на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным органом размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200052314000180, а также документация об аукционе.
На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (28 ноября 2014 года) заказчику поступило 2 заявки, все подавшие их лица допущены к участию в аукционе (Протокол проведения электронного аукциона от 22.01.2015 N0362200052314000180-5).
К числу документов и сведений второй части заявки на участие в аукционе ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе относит документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1-2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при их наличии).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно описания объекта закупки (часть 3 документации об аукционе) оказанию подлежат услуги по вывозу и термическому уничтожению опасных медицинских отходов классов опасности "Б", "В" (далее по тексту ОМО) согласно Сан ПиН 2.1.7.2790.- 10, Регламенту.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
При этом в соответствии с п. 2 утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681 критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 -4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями.
Из приведенных норм следует, что медицинские отходы, разделенные в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации на классы "А"-"Д" в соответствии с критериями, определяющими степень их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания, в целях применения положений Закона о лицензировании, Закона об отходах производства подлежат также классификации в целях оценки по степени их негативного влияния на окружающую природную среду и присвоения класса опасности.
При этом, как следует из приведенных выше критериев опасности медицинских отходов класса "Б" (инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями), указанные отходы не могут относиться к пятому классу (практически неопасные отходы).
Данный вывод подтверждается, в частности, описанием видов отходов класса "Б", а также класса "В" в п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". Так, к отходам класса "Б" относятся инфицированные и потенциально инфицированные отходы: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани и так далее); пищевые отходы из инфекционных отделений; отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию.
Таким образом, деятельность по обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", "В", как представляющих опасность для окружающей среды, подлежит лицензированию, на что также указывает Арбитражный суд Свердловской области (решение N А60-45033/2013 от 18.02.2014).
Вместе с тем, положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. N 255) определено, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, наличие свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов, необходимо соискателю лицензии для ее получения (п. 5), то есть наличие указанных документов является лицензионным требованием.
В ч. 2 п.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требование к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1,2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. 2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Заказчик в своей документации в соответствии с Законом о контрактной системе установил требования о наличии у участника аукциона действующей лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (с правом выполнения работ по обезвреживанию отходов класса "Б", "В").
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "ГРАНИ" признать не обоснованной.
2. В действиях комиссии заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N3" нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N3" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 января 2015 г. N 67-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2015