Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 февраля 2015 г. N 222-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" ,
- заявителя в лице ОАО "Ростелеком",
рассмотрев жалобу ОАО "Ростелеком" (620110, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 134Б1) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (622036, г. Нижний Тагил, ул. Мира, 53, 122), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (622034, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 1а,) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" в составе АПК "Безопасный город" (извещение N 0162300000814001530) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ОАО "Ростелеком" (вх. N 01-3129 от 18.02.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченным органом в лице Муниципальное казенное учреждение Администрации муниципального образования город Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" в составе АПК "Безопасный город" (извещение N 0162300000814001530) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки в части наличия лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; наличия лицензии ФСБ России на осуществление разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации; наличия лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам); наличия лицензии ФСТЭК на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
19 декабря 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300000814001530 и документация об аукционе, в действующей редакции от 04.02.2015 г. Начальная максимальная цена контракта составила 244998140,40 рублей.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что решением N62-З от 21.01.2015 г. в действиях заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" признано нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки извещение N0162300000814001530. В соответствии с предписанием N62-З от 21.01.2015 г. заказчику предписано устранить нарушение Закона о контрактной системе, установленное решением N62-З от 21.01.2015 г., путем внесения изменений в конкурсную документацию по закупке N0162300000814001530 и продления срока для подачи заявок.
Представители заказчика пояснили, что во исполнение предписания N62-З от 21.01.2015 г. внесены изменения в техническое задание раздела 4.3 "требование по сохранению государственной тайны в процессе выполнения и дальнейшей эксплуатации системы" конкурсной документации.
В соответствии с требованиями п. 1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 4 информационной карты конкурсной документации указано наименование объекта закупки: "Выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" в составе АПК "Безопасный город"". Более подробная информация указана в Техническом задании и извещении.
В п. 4.3 технического задания аукционной документации установлены ттребования по сохранению государственной тайны в процессе выполнения работы и дальнейшей эксплуатации Системы, а именно:
Целью обеспечения режима секретности при проведении работ является предотвращение утечки сведений составляющих государственную тайну.
Задача по технической защите информации и противодействию иностранным техническим разведкам в рамках создания программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" (ПАК ЕЦОР) решается путем организации и проведения комплекса технических мероприятий, направленных на исключение или существенное затруднение добывания иностранными разведками с помощью технических средств сведений, отнесенных к конфиденциальной информации и подлежащих защите.
Пользователями ПАК ЕЦОР, создаваемому на базе Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, будут являться территориальные подразделения МЧС России, МВД России, ФСБ России и центры специальной связи и информации ФСО России (территориальные органы), которые при осуществлении своих функций используют сведения, в том числе составляющие государственную тайну.
Укрупненный состав таких сведений определен Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
В части функций и задач МЧС России, которые определены Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", такими сведениями являются:
1) сведения о силах или средствах гражданской обороны;
2) сведения о степени обеспечения безопасности населения.
В "Положении о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования", одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 N 5, определено, что "_Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья".
В соответствии с п.3 "Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 870, сведения, утрата которых может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации (как правило, формируемые и используемые именно на муниципальном уровне), относятся к секретным сведениям.
В соответствии с ФЗ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1 секретные сведения, как и любые другие, составляющие государственную тайну, подлежат защите (раздел VI Федерального закона), в том числе, от иностранных технических разведок.
Статьей 27 этого Закона определено, что "_Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности".
В ходе выполнения работ, предусмотренных настоящим Техническим заданием, Исполнитель обязан обеспечить сохранение, обработку и передачу, упомянутых в п.п. 33, 42.1, 60 Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" сведений, а именно:
1) В части реализации "Подсистемы комплексного информирования и оповещения" (п. 4.2.2.7 Технического задания):
- сведений о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций, а также раскрывающие планы, содержание или результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций;
2) В части реализации "Интеграционной географической информационной подсистемы" (п. 4.2.2.4 Технического задания):
- сведений, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих;
- геопространственных сведений по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающим результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение.
Также учитывая концентрацию стратегических предприятий и объектов оборонной промышленности на территории муниципального образования г. Нижний Тагил (Завод Планта, Уралвагонзавод) должно быть продемонстрировано соответствие опытного образца требованиям по противодействию иностранной технической разведке при защите вооружения, военной техники, военных объектов и объектов оборонно-промышленного комплекса, в частности относящейся к государственной тайне картографической информации об объектах, а также информации с устройств, устанавливаемых в рамках опытно-конструкторских работ на территории данных объектов.
Разработка требований на проведение анализа возможных каналов утечки охраняемых сведений осуществляется на этапе технического проектирования.
Режимные меры по предотвращению утечки сведений из перечня охраняемых на этапах работы должны быть включены в единый план мероприятий по сохранению режима секретности.
Контроль и оценка достаточности мер по обеспечению режима секретности должны осуществляться на каждом этапе работы и, в случае необходимости, они должны уточняться.
Содержащие секретные сведения материалы, документы и т.д. выдаются (в части касающейся) соисполнителям составных частей работы, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Требования по выдаче разработчику комплекса сведений, имеющих гриф "секретно", не предъявляются.
Контроль и оценку достаточности и эффективности принимаемых мер обеспечения секретности осуществляют режимно-секретные органы Исполнителя.
Ответственность за организацию выполнения требований по обеспечению сохранения государственной тайны при выполнении работ возлагается на Исполнителя.
Ответственность за непосредственное выполнение требований по обеспечению сохранения государственной тайны при выполнении работ возлагается на руководителя работ.
Таким образом, в соответствии с требованием п. 1 ч.1 ст.33 и п. 1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, так как положения конкурсной документации содержит информацию о соответствующей степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а именно: "секретные сведения", а также информацию о передаче сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением работ.
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. г п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 28 информационной карты конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно о наличии лицензий у участника размещения заказа на осуществление следующий видов деятельности, действующих весь срок исполнения обязательств по контракту:
- Лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- Лицензия ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны;
- Лицензия ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств;
- Лицензия ФСБ России на осуществление разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации;
- Лицензия ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам);
- Лицензия ФСТЭК на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;
- Лицензия ФСТЭК на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
- Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а так же с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны") органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются: по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну на территории Российской Федерации - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21.07.1993 г. "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, согласно п. 3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, учитывая, что описание объекта закупки соответствует требованиям п. 1 ч.1 ст. 33 и п. 1 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части объективного характера описания объекта закупки, у Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области отсутствуют основания полагать о необоснованном требовании к участникам закупки в части содержания в заявке участника закупки копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ РФ, а также лицензии на создание средств защиты информации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ОАО "Ростелеком" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрации муниципального образования город Нижний Тагил нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченному органу в лице МКУ Администрация муниципального образования город Нижний Тагил предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 февраля 2015 г. N 222-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2015