Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 января 2015 г. N 62-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" -
- заявителя в лице ЗАО "Энвижн Груп" -
рассмотрев жалобу ЗАО "Энвижн Груп" о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченным органом в лице МКУ Администрация муниципального образования город Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" в составе АПК "Безопасный город" (N0162300000814001530) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ЗАО "Энвижн Груп" (вх. N 01-279 от 14.01.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченным органом в лице МКУ Администрация муниципального образования город Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" в составе АПК "Безопасный город" (N0162300000814001530) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проверка проведена в объеме доводов заявленных в жалобе.
В своей жалобе заявитель указал, что в документации, присутствуют следующие противоречия и нарушения законодательства Российской Федерации:
Согласно документации объектом закупки является выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" в составе АПК "Безопасный город". В п. 28 Информационной карты конкурса установлены следующие требования к участникам закупки: наличие лицензий у участника размещения заказа на осуществление следующий видов деятельности, действующих весь срок исполнения обязательств по контракту:
1. в части защиты государственной тайны:
- лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- лицензия ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны;
- лицензия ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам);
2. в части создания средств защиты информации:
- лицензия ФСТЭК на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;
- лицензия ФСТЭК на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.
В то же время документация, включая техническое задание и проект контракта, не содержит сведений, относимых в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов Российской Федерации к государственной тайне (ст.5 Федерального закона "О государственной тайне" от 21.07.1993 N5485-1).
Описание объектов и видов деятельности, для которых необходимы лицензии на создание средств защиты информации, также отсутствуют в требованиях документации (в рамках документации не предусмотрено создание средств защиты информации).
25.12.2014 г. Заказчику был направлен запрос на разъяснения в части необходимости наличия у участника размещения заказа данных лицензий. На что был получен ответ, что "победитель должен руководствоваться сведениями, составляющими государственную тайну, а также обеспечить надлежащую защиту обрабатываемой комплексом информации". Однако Заказчик не уточняет, что это за сведения, составляющие государственную тайну, кто их должен предоставить и для чего они должны использоваться. Текстом Технического задания предусмотрена только лишь возможная обработка персональных данных штатного персонала ЕДДС и операторов ДДС при обучении и аттестации (п. 4.2.2.2).
Следовательно, Заказчик устанавливает требования, влекущие за собой ограничение количества участников открытого конкурса, что нарушает требования ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Пользователями ПАК ЕЦОР, создаваемому на базе Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, являются, в том числе, территориальные подразделения МЧС России, МВД России и ФСБ России, которые в своей деятельности используют сведения, составляющие государственную тайну.
Укрупненный состав таких сведений определяется Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
Например, по линии МЧС России, функции и задачи которого определены Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", такими сведениями являются:
44. Сведения о силах или средствах гражданской обороны;
46. Сведения о степени обеспечения безопасности населения.
В ходе исполнения контракта подрядчику будут предоставлены следующие сведения:
- сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций, а также раскрывающие планы, содержание или результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций для создания предусмотренной п. 4.2.2.7 Технического задания "Подсистемы комплексного информирования и оповещения";
- сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих для создания предусмотренной п. 4.2.2.4 Технического задания "Интеграционной географической информационной подсистемы";
- геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение для создания предусмотренной п. 4.2.2.4 Технического задания "Интеграционной географической информационной подсистемы" (пп. 33, 42.1, 60 Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне").
Под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
Пунктом 4.2.2.8. Технического задания "Подсистема информационной безопасности" предусмотрено создание программного продукта, обеспечивающего информационную безопасность:
технических средств;
программных средств;
информация (в любой форме ее представления), содержащая охраняемые сведения, в том числе регламенты и процедуры работы объектов ЕЦОР и взаимодействующих ДДС;
помещения, предназначенные для обработки и хранения информации.
Вышеуказанные мероприятия требуют наличия лицензии, лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (пп. 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации").
Отсутствие у победителя конкурса указанных в п. 28 Информационной карты лицензий исключает возможность сбора необходимых для проектирования опытного образца сведений и, как следствие, невозможность исполнения контракта.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
19 декабря 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300000814001530 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила 244998140,40 рублей.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 4 Информационной карты конкурса указано наименование объекта закупки: "Выполнение опытно-конструкторской работы и создание опытного образца программно-аппаратного комплекса "Единый центр оперативного реагирования города Нижний Тагил" в составе АПК "Безопасный город"". Более подробная информация указана в Техническом задании и извещении.
В п. 3.1 Технического задания указано, что в рамках АПК "Безопасный город" комплексная информатизация процессов функционирования ЕДДС города во взаимодействии с местными и региональными ДДС должна обеспечить:
своевременное представление главе Администрации и заинтересованным руководителям городских органов управления полной, достоверной и актуальной информации о возникновении или угрозе возникновения любых КСП на территории города, оперативную подготовку ДДС и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации КСП;
включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления; эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации КСП на муниципальном уровне;
улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, а также инструментов моделирования последствий принятия всех вариантов решений;
многократность использования первичной информации, упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;
повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации КСП, сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;
освобождение должностных лиц управления от рутинной технической работы с бумажными документами;
обеспечение организационно-методической, информационно-лингвистической и программно-технической совместимости подсистем и компонентов АПК "Безопасный город".
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21.07.1993 г. "О государственной тайне" степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации N 5485-1 от 27.01.1993 г. "О государственной тайне" предусмотрена обязанность сторон в договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законном порядке, предусмотреть взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну. При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.
В п. 4.2.2.8 Технического задания указано, что подсистема информационной безопасности (ПИБ) должна быть реализована как организационными мерами так и программно-техническими средствами и должна обеспечивать:
управление доступом к информационным ресурсам ПАК ЕЦОР;
обеспечение безопасности при межсетевом взаимодействии;
регистрацию и учет работы пользователей;
обеспечения целостности информации;
антивирусную защиту;
обнаружения вторжений;
криптографическую защиту, передаваемых данных.
Подсистема информационной безопасности должна быть развернута на каждом объекте внедрения, обеспечивая требуемый уровень защиты информации от внешних и внутренних угроз.
Подсистема обеспечения информационной безопасности предназначена для защиты информации и средств ее обработки в ЕЦОР.
Для организации информационного обмена с использованием каналов связи, выходящих за пределы контролируемой зоны, требуется использовать средства криптографической защиты информации, которые в установленном порядке прошли процедуру оценки соответствия требованиям безопасности информации ФСБ России. Криптографическая защита информации, передаваемой по каналам связи, выходящим за пределы контролируемой зоны, должна обеспечиваться с использованием криптоалгоритма ГОСТ 28147-89. Используемые средства криптографической защиты информации должны обеспечивать криптографическую защиту по уровню не ниже КС2.
В соответствии с Приказом ФСТЭК России от 05.02.2010 года N58 "Об утверждении положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных" для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн целесообразно использовать мероприятия по обеспечению безопасности ПДн. Для реализации данных мероприятий необходимо создание, как минимум, следующих функциональных модулей:
управления доступом;
регистрации и учета;
обеспечения целостности;
обеспечения безопасного межсетевого взаимодействия;
анализа защищенности;
обнаружения вторжений;
антивирусной защиты.
С учетом вышеизложенного, заказчиком не определено, что именно требуется для обеспечения защиты информации - использовать средства криптографической защиты информации, которые в установленном порядке прошли процедуру оценки соответствия требованиям безопасности информации ФСБ России, или необходимо создание функциональных модулей.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, так как положения конкурсной документации не содержат информации о соответствующей степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а также информации о передаче сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением работ. Кроме того, не определено, что необходимо использовать для обеспечения защиты информации - готовые средства криптографической защиты информации или вновь созданные функциональные модули.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с пп. г п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 28 информационной карты установлены требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно о наличии лицензий у участника размещения заказа на осуществление следующий видов деятельности, действующих весь срок исполнения обязательств по контракту:
- Лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- Лицензия ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны;
- Лицензия ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств;
- Лицензия ФСБ России на осуществление разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации;
- Лицензия ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части противодействия иностранным техническим разведкам);
- Лицензия ФСТЭК на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;
- Лицензия ФСТЭК на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
- Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.)
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а так же с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны") органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются: по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну на территории Российской Федерации - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21.07.1993 г. "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, согласно пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, учитывая, что описание объекта закупки не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части объективного характера описания объекта закупки, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области не установлена обоснованность требования в части содержания в заявке участника закупки копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ РФ, без указания соответствующей степени секретности сведений, а также обоснованность требования лицензии на создание средств защиты информации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ЗАО "Энвижн Груп" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченному органу в лице МКУ Администрация муниципального образования город Нижний Тагил выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 января 2015 г. N 62-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2015