Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 декабря 2014 г. N 1993-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог",
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- заявителя в лице ООО "Экспресс-курьер",
рассмотрев жалобу ООО "Экспресс-курьер" (620085, г. Екатеринбург, ул. Санаторная, 5А-16) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (620026, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 203), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на подготовку к пересылке заказных почтовых отправлений, содержащих документы по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (извещение N 0162200011814002940), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Экспресс-курьер" (вх. N 01-25995 от 19.12.2014 г.), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения документации и проекта контракта не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, так как в объект закупки не включены курьерские услуги, делая закупку не привлекательной для заявителя, а требование об использовании модуля "предпочтовая подготовка" программного комплекса "Патрионная почта" ФГУП "Почта России", условия о цене контракта с учетом НДС, отсрочки платежа и обеспечении исполнения контракта ограничивает количество участников, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
28 ноября 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011814002940 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 63006687,30 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 11 информационной карты документации об аукционе установлено наименование объекта закупки, а именно: подготовка к пересылке заказных почтовых отправлений, содержащих документы по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Частью 2 "описание объекта закупки" аукционной документации установлено техническое задание к предоставляемым услугам, в том числе: подготовка и формирование реестра почтовых отправлений по форме 103, утвержденной приказом ФГУП "Почта России" от 06.09.2010 г. N330-П (далее - реестр ф.103). Реестр ф.103 печатается в 2-х экземплярах в соответствии с полученным электронным каталогом, отдельно по каждому подразделению, с использованием модуля "Предпочтовая подготовка" программного комплекса "Партионная почта" ФГУП "Почта России" с присвоением отправлению штрихового почтового индентификатора внутреннего регистрируемого почтового отправления, соответствующего РТМ 0001.01-99 (далее-ШПИ), в соответствии с выделенным ФГУП "Почта России" диапазоном ШПИ. Сформированные почтовые отправления должны соответствовать записям, указанным в реестре ф. 103, а так же количеству, указанному в акте приема - передачи.
В поле примечание для каждого почтового отправления должна быть указана серия и номер постановления об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 5 технического задания исполнитель обязуется обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных в целях и для решения задач, связанных исключительно с печатью, оформлением регистрируемых почтовых отправлений и передачей их Заказчику, с последующим их уничтожением.
В соответствии с подпунктом б) пунктом 5 технического задания исполнитель оказывает услуги в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. N152 - ФЗ "О персональных данных"; Федеральным законом "О почтовой связи" от 17.07.1999 г. N 176 -ФЗ.
В соответствии с подпунктом г) пункта 5 технического задания исполнитель обязан самостоятельно запросить и получить в ФГУП "Почта России" программный комплекс "Партионная почта", диапазон ШПИ, стикеры с соответствующими диапазону номерами ШПИ.
Общероссийским классификатором кодов экономической деятельности "ОК 034-2007" определено, что раздел "услуги, связанные с рассылкой по почте" (код 74.85.20.000) не включает группировку "услуги курьеров" (см. 64.12.1) и "услуги по доставке рекламных материалов" (см. 74.40.13).
Также на заседании комиссии Свердловского УФАС России представители заказчика пояснили, что в стоимость услуг по подготовке к пересылке заказных почтовых отправлений стоимость услуг по пересылке и доставке почтовых отправлений не включена, ввиду отсутствия потребности в данных услугах. Указанные услуги по пересылке и доставке почтовых отправлений предоставляются заказчику по действующему контракту (государственный контракт N 1-ППО от 30.10.2014 г.), представленному на заседание комиссии Свердловского УФАС России.
Таким образом, описание объекта закупки основывается на потребностях заказника в определенном виде услуг, соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и носит объективный характер.
Довод заявителя о том, что не включение курьерских услуг в объект закупки и требование об использовании модуля "предпочтовая подготовка" программного комплекса "Патрионная почта" ФГУП "Почта России" нарушают Закон о контрактной системе и ограничивают конкуренцию не находит своего подтверждения. Доказательств обратного Комиссии Свердловского УФАС России в соответствии с требованием части 9 статьи 105 Закона о контактной системе предоставлено не было.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений "статьи 37" настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением.
Пунктом 12 информационной карты документации об аукционе установлен размер обеспечения исполнения контракта - 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта - в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.
В случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта или информацию, по правилам, предусмотренным статьей 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, положение аукционной документации об обеспечении исполнения контракта установлено заказчиком правомерно в соответствии с требованием Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части жалобы не находит своего подтверждения.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 3 проекта контракта установлена стоимость работ по контракту, а именно:
3.1 Цена контракта (цена услуг) составляет __________, в том числе НДС ___ % _______, и включает в себя все затраты, связанные с исполнением условий контракта, все налоги, пошлины и сборы, которые выплачиваются в связи с выполнением обязательств по контракту.
Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.2. Основанием для оплаты услуг является подписанный сторонами Акт приема-сдачи оказанных услуг (оформленный в соответствии с Приложением N 2, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта) с приложением к нему счета-фактуры и справки по форме N КС-3, утвержденной постановлением Госкомстата от 11.11.99г. N100.
3.4. Заказчик обязан оплатить оказанные услуги в течение 90 дней после их приемки. В случае недостаточности средств на оплату оказанных услуг, либо уменьшения в установленном порядке средств, выделенных Заказчику для финансирования услуг, стороны обязаны внести изменения в контракт в части условий по цене и (или) объемам услуг.
Таким образом, условие проекта контракта в части стоимости работ, в том числе условия о цене контракта и отсрочки платежа, установлено заказчиком правомерно в соответствии с требованием Закона о контрактной системе. Довод заявителя в данной части жалобы не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Экспресс-курьер" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 декабря 2014 г. N 1993-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2015