Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 февраля 2015 г. N 105-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. -начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Литяевой О.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алиева В.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" Н.Ю.Зиновьевой (распоряжение N48-л от 08.04.2013), Н.А. Харисовой (приказ N117/1 - Д от 31.03.2014), А.Л. Ивановой (доверенность 66 АА 2845378 от 29.01.2015),
- заинтересованных лиц ООО "СК ИНТЕГ" А.А. Гранкина (доверенность Nб/н от 17.12.2014), Ю.П. Сурковой (доверенность Nб/н от 17.12.2014),
- в отсутствии представителей заявителя в лице ООО "УралГеоПроект" уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей ООО "УралГеоПроект" (вх. N 01 - 1778 от 02.02.2015),
рассмотрев жалобу ООО "УралГеоПроект" (вх. N01- 1342 от 26.01.2015 года) о нарушении заказчиком в лице МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" , его комиссией при проведении открытого конкурса на "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Средняя общеобразовательная школа на 500 учащихся в Свердловской обл., г. Ревда, ул. Кирзавод, дом 2" на условиях под ключ, включая оснащение здания технологическим, в т.ч. немонтируемым оборудованием и мебелью" (извещение N 0362300302014000010) в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе заявитель указал, что конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении информации "Перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ", так как предоставление используемых строительных материалов на стадии проектирования не относится к объекту закупки, а также требование о наличие опыта выполнения участником конкурса проектных и изыскательских работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства образовательных учреждений (детские сады, школы, интернаты и т.п.) в качестве генерального проектировщика.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
26.12.2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0362300302014000010 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 049 020,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 2 информационной карты конкурсной документации указано "Описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе - в соответствии с Разделом II "Описание объекта закупки".
В разделе II "Описание объекта закупки" конкурсной документации заказчиком раскрыто содержание описания объекта закупки.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В п. 17 информационной карты конкурсной документации требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
4) документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в п. 10.2. настоящего раздела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а именно:
- копия свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, в соответствии со статьей 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации, разделом II Виды работ по подготовке проектной документации приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)" (с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник размещения заказа).
Примечание 1:
Участник закупки, должен являться членом саморегулируемой организации и иметь действующее свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, выданное саморегулируемой организацией:
- позволяющее ему осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает двадцать пять миллионов рублей (основание: п. 2 ч. 6 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации) или на большую сумму в соответствии с ч. 6 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Примечание 2:
В случае предложения участником конкурса цены контракта, пять миллионов рублей и менее, такой участник осуществления закупки вправе предоставить в составе заявки копию действующего свидетельства о допуске к работам по организации работ по подготовке проектной документации, выданное саморегулируемой организацией, позволяющее ему осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает пять миллионов рублей (основание: п. 1 ч. 6 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
5) декларация о соответствии участника открытого
конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 7 и 9 части 1 статьи 31 Законом о контрактной системе;
6) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
7) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
8) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе;
9) Заявка на участие в открытом конкурсе, содержащая предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки (Форма N2 Раздела IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса");
10) Сведения о квалификации участника конкурса (Форма N3 Раздела IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса") и документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса (отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе):
- копии положительных заключений органов государственной экспертизы, выданные не ранее 01.01.2012 года (данные документы представляются в качестве подтверждения опыта выполнения участником конкурса проектных и изыскательских работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства образовательных учреждений (детские сады, школы, интернаты и т.п.) в качестве генерального проектировщика.
Заявка на участие в открытом конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов (рекомендуемая форма описи представлена в Разделе IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" Форма N1).
В Форме N2 Раздела IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" содержится инструкция по заполнению заявки, в которой указано, что участник конкурса обязан приложить к заявке Предложение участника конкурса в отношении предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров (материалов и оборудования) с указанием конкретных значений показателей, соответствующих значениям, установленным заказчиком в таблице "ПЕРЕЧЕНЬ основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ" раздела II "Описание объекта закупки" (рекомендуемая форма Предложения участника конкурса в отношении предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров (материалов и оборудования) - Форма 2.1. Раздела IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса").
Отсутствие с составе заявки предложения участника закупки в отношении предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров (материалов и оборудования) с указанием конкретных значений показателей, соответствующих значениям, установленным заказчиком, или несоответствие значений показателей, указанных участником закупки, значениям показателей, установленным заказчиком, является основанием для признания такой заявки не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально- технологически е, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Одним из составных элементов проектной документации являются спецификации оборудования, изделий и материалов.
В соответствии с ГОСТом 21.110-95 "Система проектной документации для строительства. Спецификация оборудования, изделий и материалов" (раздел 3) дано определение, что спецификация оборудования, изделий и материалов - текстовый проектный документ, определяющий состав оборудования, изделий и материалов и предназначенный для комплектования, подготовки и осуществления строительства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" проектная документация содержит раздел 11 "Смета на строительство объекта капитального строительства".
Представители заказчика пояснили, что при составлении сметы по государственным расценкам, чертежи дополняются целым рядом спецификаций, содержащих детализированную количественную информацию по материалам, трудовым ресурсам и механизмам, эксплуатация которых обусловлена данным строительным проектом.
Так как в соответствии с Техническим заданием конкурсной документации необходимо разработать проект полностью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а значит разработать спецификации материалов, используемых в проекте, и сметную документацию, содержащую материалы (товары) по спецификациям проекта, Заказчиком разработана ФОРМА N 2.1 "Предложение участника конкурса в отношении предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров (материалов и оборудования)", которая является приложением N1 к заявке на участие в конкурсе.
Кроме того, представитель заказчика пояснила, что конечная задача проектирования это - строительство объекта по разработанной проектной документации, в связи с этим Заказчиком предусмотрены материалы, товары, которые будет применяться при строительстве, в связи с часто встречающейся проблемой при строительстве, в т.ч. в части применяемых материалов (заложенные материалы взяты из очень старых прайсов, по уже недействующим ГОСТам, снятых с производства). С этой целью была введена форма 2.1, которая дает Заказчику возможность быть уверенным, что будут применены актуальные, современные материалы, которые соответствуют требованиям и пожеланиям самого заказчика.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что факт указания перечня материалов и оборудования при выполнении проектно - изыскательских работ не является нарушением правил описания объекта закупки, а, следовательно, требование об их представлении в составе заявки предъявлено в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, в качестве требований к описанию объекта закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 1 и ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства подтверждающие факт нарушения его прав и законных интересов, а именно что у профессионального участника рынка данных услуг отсутствует возможность предоставления сведений в отношении товаров (материалов и оборудования) указанных в ФОРМЕ N 2.1 конкурсной документации.
Кроме того, Комиссия Свердловского УФАС России принимает во внимание факт, что на участие в конкурсе подано 7 заявок.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления требования - наличие опыта выполнения участником конкурса проектных и изыскательских работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства образовательных учреждений (детские сады, школы, интернаты и т.п.) в качестве генерального проектировщика, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Конкурсной комиссией в соответствии с требованиями статьи 32 Закона о контрактной системе, в соответствии с правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноябрь 2013 г. N 1085-ПП (далее - Правила). Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Для оценки заявок заказчик в соответствии с Правилами установил в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Представители заказчика пояснили, что так как предмет контракта "выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Средняя общеобразовательная школа на 500 учащихся в Свердловской обл., г. Ревда, ул. Кирзавод, дом 2", то показателем нестоимостного критерия оценки был выбран показатель критерия "наличие опыта работы, связанного с предметом контракта", а именно: - наличие опыта выполнения участником конкурса проектных и изыскательских работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства образовательных учреждений (детские сады, школы, интернаты и т.п.) в качестве генерального проектировщика, за последние 3 года до даты окончания подачи заявок настоящего конкурса. Участник конкурса подтверждает наличие опыта выполнения указанных работ копиями положительных заключений органов государственной экспертизы, выданными не ранее 01.01.2012 года.
Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный критерий оценки заявок требованиям Закона о контрактной системе не противоречит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "УралГеоПроект" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" , его комиссии нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.
3. Заказчику в лице МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" , его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.В. Литяева
В.А. Алиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 февраля 2015 г. N 105-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2015