Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 января 2015 г. N 11-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
в присутствии представителей заказчика в лице ГБУЗ СО "Алапаевская центральная районная больница" -
в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "Мегаполис", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу (вх. N 01-26418 от 25.12.2014 г.) ООО "Мегаполис" на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "Алапаевская центральная районная больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ФАП с. Невьянское (нежилое здание, назначение: лечебно-санитарное) Алапаевский р-он, с. Невьянское, ул. Советская, 31. Литер А (N0162200011814002287) в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе заявитель указал, что в документации об аукционе заказчик установил требование к материалам к конкретным маркам без имеющихся на это законных оснований. Также заявитель считает, что заказчик должен был разместить проектную документацию на выполнение работ. Дополнительно заявитель указал, что в ходе выполнения работ по контракту предполагается выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, при этом требование наличии у участников закупки соответствующего свидетельства саморегулируемой организации отсутствует.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
14 октября 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011814002287 выполнение работ по капитальному ремонту ФАП с. Невьянское (нежилое здание, назначение: лечебно-санитарное) Алапаевский р-он, с. Невьянское, ул. Советская, 31. Литер А и документация об аукционе (действует в редакции от 12.12.2014 г.).
Начальная максимальная цена контракта составила 1881838,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в п. 7 Раздела 5. "Техническая характеристика основных используемых товаров (материалов и технологического оборудования) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ" включено указание в отношении товарных знаков BODA, FISKARS.
В п. 7 Информационной карты документации об аукционе указано, что полная характеристика объема выполняемых работ, описание объекта закупки и условий выполнения работ отражены в проекте договора (раздел 3) и техническом задании (раздел 4) документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1.2 проекта государственного контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение N 1), в соответствии с Локальным сметным расчетом (Приложение N 2).
Таким образом, объем требуемых работ заказчиком определен в Техническом задании Заказчика, Локальном сметном расчете, ведомости объемов работ, размещенных на официальном сайте в составе документации об аукционе.
В ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624.
В перечне работ, содержащихся в локальном сметном расчете, предусмотрено выполнение работ по устройству фундаментов бетонных (п. 93).
Согласно вышеуказанному Перечню видов работ, работы по монтажу фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений (п. 7.1) относятся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного закупки является объект гражданского строительства, то достаточным требованием к участникам закупки будет являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, отсутствие требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 22.12.2014 г. на участие в аукционе было подано 16 заявок. В результате рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе 12 участникам закупки, в том числе подавшему заявку под номером 3579400 (ООО "УралСтройДом"). Указанному участнику отказано на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной п.п. "б" п. 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: в сведениях Участником закупки не даны показатели, предусмотренные Частью II "Описание объекта закупки".
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно требованиям п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в п. 8.2 Раздела 1 документации об аукционе, п. 11 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в аукционе при проведении электронного аукциона на выполнение работ или оказание услуг должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Также согласно разъяснениям положений документации об аукционе, размещенным на официальном сайте 19.12.2014 г., п. 8.2 аукционной документации не обязывает Поставщиков указывать конкретные характеристики материалов в первых частях заявок, поэтому Технические характеристики материалов не являются обязательными. При согласии участника электронного аукциона на выполнение данных работ руководствоваться необходимо локально сметным расчетом.
В ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе указано, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Участником закупки, подавшим заявку под номером 3579400 (ООО "УралСтройДом"), заявка была направлена оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", на которой проводился аукцион, путем заполнения формы с подтверждением своего согласия на выполнение работ с требованиями документации об аукционе.
Таким образом, участником закупки, подавшим заявку под номером 3579400 (ООО "УралСтройДом"), в первой части заявки на участие в аукционе была представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, п. 8.2 Раздела 1 документации об аукционе, п. 11 Информационной карты документации об аукционе.
Также Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области установила, что участники закупки, подавшие заявки на участие в аукционе под номерами 7607082, 4786185, 9758141, 6928150, 9253986, 5869936, 8615485, 2895137, 2822841, 4603071, 2338572, в первой части заявок на участие в аукционе представили информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, п. 8.2 Раздела 1 документации об аукционе, п. 11 Информационной карты документации об аукционе.
На основании вышеизложенного, решение об отказе в допуске к участию в аукционе участникам закупки, подавшим заявки под номерами 3579400 (ООО "УралСтройДом"), 7607082, 4786185, 9758141, 6928150, 9253986, 5869936, 8615485, 2895137, 2822841, 4603071, 2338572 принято в нарушение с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
За отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Мегаполис" признать обоснованной в части необоснованного включения в описание объекта закупки указания в отношении товарных знаков, а также отсутствия требований к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "Алапаевская центральная районная больница" признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области признать нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице ГБУЗ СО "Алапаевская центральная районная больница", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 2, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Приложение: Предписание N11-З от 12.01.2015 г. на 1л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 января 2015 г. N 11-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2015