Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 февраля 2015 г. N 29
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии Тюменского УФАС России, заместитель руководителя Тюменского УФАС России Поткина И.В.,
члены Комиссии Тюменского УФАС России:
начальник отдела Верзун Ю.Д.,
заместитель начальника отдела Зимаев А.В.,
с участием представителей сторон
от заявителя - ООО "Независимая специализированная организация" (далее - ООО "НСО", заявитель, организация) представитель не явился, о рассмотрении жалобы, о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы извещен надлежащим образом,
от заказчика - прокуратуры Тюменской области (далее - заказчик), Чемагина А.А., по доверенности (личность установлена);
рассмотрев жалобу ООО "НСО" на действия заказчика - прокуратуры Тюменской области при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 0167100003915000017) на поставку ГСМ с использованием пластиковых карт для нужд прокуратуры Тюменской области (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 30.01.2015 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям ч.8 ст. 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес Заказчика и Заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, издан приказ от 03.02.2015 г. N 69 о проведении внеплановой проверки действий Заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167100003915000017).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика (прокуратура Тюменской области) были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель считает, что заказчиком, утвердившим документацию об электронном аукционе, нарушены требования ч.3 ст.66, п.1. ч.5. ст.66 Закона о контрактной системе.
В качестве обоснования заявленных требований заявитель ссылается на ч. 3. ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которой участники закупки не обязаны указывать в своих заявках наименование места происхождения товара или наименование производителя, однако обязаны указывать страну происхождения предлагаемого для использования при исполнении контракта товара. В соответствии с требованиями п.1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе заявка должна содержать сведения об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии регламентирован главой 6 Закона о контрактной системе.
В своих пояснениях ООО "НСО" обозначает, что указанные в жалобе нарушения послужили препятствием для подачи заявки на участие в электронном аукционе (реестровый номер закупки 0167100003915000017) на поставку ГСМ с использованием пластиковых карт для нужд прокуратуры Тюменской области.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика выступил с возражениями на жалобу заявителя, пояснив, что в период подачи заявок (установленный извещением до 30.01.2015 г.) заявка от ООО "НСО" на участие в названном аукционе не поступала, кроме того, согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "НСО" является - деятельность в области права, дополнительные виды деятельности - исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, предоставление прочих услуг, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Изложенное свидетельствует об отсутствии намерения ООО "НСО" участвовать в аукционе (реестровый номер закупки 0167100003915000017), в связи, с чем отсутствуют основания признать ООО "НСО" участником названной закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Как усматривается из материалов дела, прокуратура Тюменской области выступила организатором проведения электронного аукциона на поставку ГСМ с использованием пластиковых карт для нужд прокуратуры Тюменской области с начальной (максимальной) ценой контракта 1 226 982,85 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 22.01.2015 г. была размещена на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru с реестровым номером закупки 0167100003915000017.
Согласно п.3.2 аукционной документации, п.16 информационной карты аукциона в электронной форме определены требования к документам, входящим в состав заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе следующие,
Первая часть заявки участника размещения заказа должна содержать:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Однако, установленные заказчиком требования к составу и содержанию первых частей заявок, в части указания в документации наименования места происхождения товара или наименования производителя, не ущемляют права и законные интересы участника закупки, поскольку при подготовке заявок, для участия в данном электронном аукционе требование об указании информации о наименовании места происхождения товара или производителя не могло послужить препятствием для подачи ООО "НСО" заявки на участие в электронном аукционе (реестровый номер закупки 0167100003915000017).
Следует отметить, что в соответствии с изменениями в Закон о контрактной системе от 31.12.2014 г., участники закупки обязаны указывать наименование страны происхождения товара (вместо наименования места происхождения товара или наименование производителя).
Вместе с тем, ранее в письме Минэкономразвития России от 7 июля 2014 г. NД28и-1194 о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" говорится, что участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе в случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 ГК РФ. В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара. Таким образом, местом происхождения товара может быть обозначение, представляющее собой наименование страны происхождения товара.
Также, довод об установленных заказчиком требований к составу и содержанию вторых частей заявок в части обязанности участника электронного аукциона указать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, только при наличии таких сведений, не мог послужить препятствием для подачи ООО "НСО" заявки на участие в электронном аукционе (реестровый номер закупки 0167100003915000017).
Как усматривается из материалов дела, ООО "НСО", при рассмотрении возможности подачи заявки участия в электронном аукционе (реестровый номер закупки 0167100003915000017) могло указать сведения об идентификационном номере налогоплательщика учредителей и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Как видно из выписки ЕГРЮЛ, находящейся в свободном доступе на сайте ФНС России, у ООО "НСО" подтверждается наличие ИНН учредителей и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Обществу не препятствует требование об указании данных сведений в заявке.
Согласно ч.1. ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, анализ положений ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что для наличия права на обжалование действий заказчика в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, необходимо наличие двух условий в совокупности: - оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному акту в сфере закупок; - оспариваемые действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В этой связи, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении жалоб, входят как проверка соответствия оспариваемых действий законодательству о контрактной системе, так и установление факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов участника закупки, обратившегося с соответствующей жалобой в контрольный орган.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций понимается, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества). Интересы организаций связаны со сферой их деятельности и возможностью реализации ими гражданских и других прав. Интересы коммерческой организации заключаются в успешном выполнении уставных и иных целей хозяйственно-экономической деятельности законными средствами.
Имеющиеся материалы позволяют сделать вывод, что в рассматриваемом случае, установленные заказчиком требования к составу и содержанию первых частей заявок в части указания в документации о необходимости указания наименования места происхождения товара или наименования производителя и нарушение требований к составу и содержанию вторых частей заявок в части обязанности участника электронного аукциона во второй части заявки указать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, не могут ущемлять законные интересы заявителя.
При этом, в силу ч.9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, жалоба ООО "НСО" не содержит указания, каким образом оспариваемые действия заказчика ущемляют права и законные интересы данной организации и ограничивают возможность подать заявку на участие в электронном аукционе (реестровый номер закупки 0167100003915000017).
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с ч.1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник размещения заказа (участник закупки) имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника размещения заказа (участника закупки).
Таким образом, закон предусматривает ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе рассмотрения дела), что позволяет исключить необоснованные жалобы, способные внести неоправданную дезорганизацию в правоотношения, породить те или иные злоупотребления в сфере закупок. Четкий юридический интерес добросовестного участника хозяйственного оборота имеют принципиальное значение при решении вопросов о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий.
С учетом приведенных правовых норм, а также указанных фактических обстоятельств, права и законные интересы ООО "НСО" не могли быть нарушены в силу того, что заявитель в своей жалобы не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорные положения аукционной документации могли повлиять на его права и обязанности относительно участия в указанной публичной процедуре, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности настоящей жалобы.
В рассматриваемом случае не подлежат применению положения п.1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в части предоставления полномочий контрольному органу в сфере закупок на проведение внеплановой проверки в случае поступления жалобы в порядке, установленном главой 6, о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
При этом, обращение заявителя рассматривалось как жалоба участника закупки, поданная в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, а не как иной источник информации о нарушении действующего законодательства в сфере закупок, послуживший правовым основанием для проведения внеплановой проверки в отношении заказчика.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что у комиссии Тюменского УФАС России отсутствуют правовые основания для проведения внеплановой проверки по жалобе ООО "НСО" в порядке, предусмотренном п.1 ч.15 статьи 99, статьи 106 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Независимая специализированная организация" на действия прокуратуры Тюменской области при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 0167100003915000017) на поставку ГСМ с использованием пластиковых карт для нужд прокуратуры Тюменской области необоснованной.
В соответствии с ч.9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России:
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 февраля 2015 г. N 29
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2015