Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 февраля 2015 г. N 42
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Врио руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Медпром" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - не явился, извещен надлежащим образом,
от заказчика: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 1" (далее также - заказчик) - Шелягин А.И., по доверенности N 5 от 12.01.2015,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган)- Шуневич М.И., по доверенности N 029 от 14.07.2014 г,
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" на действия заказчика: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-0122/15 (реестровый номер закупки: 016720000341500043) на поставку слуховых аппаратов (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 17.02.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 19.02.2015 г. N 96 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе, документация об аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе и содержит положения, ограничивающие количество участников закупки.
Заявитель указывает, что техническое задание к пункту N 4, содержит значения максимального усиления и максимального выходного уровня звукового давления, которым соответствует только одна модель слухового аппарата, одного производителя Viking (Resound, Дания).
Согласно приложению к жалобе ООО "Медпром", к ряду пунктов технического задания, соответствует только один производитель закупаемого товара.
Кроме того, заявитель указывает что, в пункте 4.1.1 проекта контракта отсутствует четкий график поставки товара. Заявитель указывает, что поставка товара осуществляется в течение 14 календарных дней с момента подачи заявки. Заявки заказчика на поставку товара подаются с момента заключения договора по 01.11.2015 г., при этом не оговаривается периодичность и объем заявок заказчика, что не позволяет спрогнозировать периодичность поставок и соотнести ее с наличием товара на складе поставщика.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 24.02.2015 N 0314), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-0122/15 на поставку слуховых аппаратов не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Кроме того, уполномоченным органом представлена информация с официальных сайтов производителей слуховых аппаратов, свидетельствующая о наличии не менее двух слуховых аппаратов соответствующих требованиям характеристики объекта закупки.
Представители заказчика, присутствовавшие в заседании Комиссии поддержали позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 016720000341500043) на поставку слуховых аппаратов в интересах Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "ОКБ N 1".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 016720000341500043.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок.
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Участником закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе
Так, уполномоченным органом и заказчиком представлено, что товар с предложенными заказчиком характеристиками, может быть поставлен не менее двумя производителями, что подтверждается информацией, представленной с сайтов производителей слуховых аппаратов, а также представлена информация, применяемая при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
Характеристикам, указанным в техническом задании к пункту N 4 описания объекта закупки соответствует следующая закупаемая продукция: Viking (Resound, Дания), а также слуховой аппарат Витязь, Россия. Характеристикам пункта N 1 технического задания, помимо указанного заявителям слухового аппарата Apro 4S, соответствует слуховой аппарат Д-РИО. Характеристикам технического задания пунктов N 2,3 соответствуют слуховые аппараты: Тайм Р3 и Тайм М3, Россия. Пункту N 5 технического задания, как указано заявителем соответствуют две модели, однако ни у одной из них нет аудиовхода, который требуется в техническом задании. Как пояснил заказчик, в техническом предложении на поставку слуховых аппаратов к пункту N 5 предложен слуховой аппарат AMIGA 176 AO, Германия, который соответствует всем характеристикам объекта закупки. Вместе с тем, пункту N 6 технического задания соответствует слуховой аппарат Amiga 178 РР АО, Германия.
Таким образом, довод заявителя, что под требуемые характеристики объекта закупки подходит закупаемая продукция только одного производителя, Комиссия считает несостоятельным.
В части довода заявителя что, в пункте 4.1.1 проекта контракта отсутствует четкий график поставки товара, Комиссия считает необоснованным в виду следующего.
Заявитель указывает, что поставка товара осуществляется в течение 14 календарных дней с момента подачи заявки. Заявки заказчика на поставку товара подаются с момента заключения договора по 01.11.2015 г., при этом не оговаривается периодичность и объем заявок заказчика, что не позволяет спрогнозировать периодичность поставок и соотнести ее с наличием товара на складе поставщика.
Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (далее также-Гражданский Кодекс РФ), по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 506 ГК РФ для договора поставки существенным является условие о поставке товара, которое позволяет определить наименование и количество поставляемого товара.
При этом, в Законе о контрактной системе не содержится норм, устанавливающих требования к сроку и условиям поставки, а также ограничения в части количества поставок ("по заявкам заказчика"), которые могут быть осуществлены в рамках заключенного контракта.
В этой связи, Комиссия также учитывает пояснения уполномоченного органа, о том, что спорные условия контракта обусловлены исключительно потребностью заказчика в слуховых аппаратах на весь период действия контракта, поставка которых должна осуществляться отдельными партиями по мере возникновения такой необходимости.
Так, из пояснений заказчика следует, что данные о конкретном количестве заявок и их датах не могут быть установлены в проекте договора, так как на текущий момент не представляется возможным рассчитать необходимое и достаточное количество слуховых аппаратов, в виду того, что общее количество пациентов определялось статистически за прошедшие годы, с учетом среднего количества обращений пациентов, нуждающихся в слуховых аппаратах.
Каждый пункт Технического задания аукционной документации, содержит описание 4-х степеней потери слуха (с 1 по 4 пункт технического задания - это заушные слуховые аппараты, с 5 по 6 - карманные слуховые аппараты). Вместе с тем, у заказчика нет возможности рассчитать количество пациентов, которые обратятся за слуховым аппаратом, и какая будет у пациента степень потери слуха. Так же заказчик не исключает пациентов с внезапной потерей слуха, нуждающихся в слуховом аппарате.
Вместе с тем, заказчик указывает, что денежные средства на оплату слуховых аппаратов заказчик получает из ТФОМС Тюменской области по заявкам заказчика с указанием количества пациентов, нуждающихся в слуховых аппаратах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что определенный заказчиком порядок поставки товара соответствует государственным нуждам заказчика, не противоречит нормам действующего законодательства, является правом заказчика, а так же обусловлено исходя из условий финансирования и возможности оплаты.
В силу ст. 190 ГК РФ срок может исчисляться истечением периода времени.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона N АЭ-0122/15 (реестровый номер закупки: 016720000341500043) на поставку слуховых аппаратов противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
Кроме того, участником рассматриваемой закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Заявителем не представлено доказательств того, что у него отсутствовала возможность приобрести необходимый заказчику товар.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медпром" на действия заказчика: ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 1", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-0122/15 (реестровый номер закупки: 016720000341500043) на поставку слуховых аппаратов необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 февраля 2015 г. N 42
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2015