Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 декабря 2014 г. N 447
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Архитектурно-строительная компания" на действия администрации Тюменского муниципального района Тюменской области при проведении открытого конкурса N ОК 005-14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300000114000181) на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство водопровода от п. Винзили до с. Богандинское, Тюменский муниципальный район",
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 23.12.2014 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 005-14.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. ст.105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 23.12.2014 г. N 1010 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 005-14 (N 0167300000114000181).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно указанной жалобе конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
По мнению заявителя, установленный заказчиком порядок оценки заявок по такому квалификационному критерию как "КАЧЕСТВЕННЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" противоречит порядку, установленному Постановлением Правительства N 1085 от 12.11.2013 г.
В частности, из конкурсной документации не представляется возможным установить каким образом конкурсной комиссией будут оцениваться предложения участников конкурса по тем показателям, которые входят в указанный критерий. Исходя из описания качественных, технических и квалификационных характеристик показателей по критерию, не ясно как будет оцениваться то или иное предложение участника конкурса как наиболее выгодное в рамках установленной шкалы оценки (от 0 до 100 баллов).
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (исх.N 13813/10 от 29.12.2014 г.). Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Согласно п.4 указанных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки (в том числе, цена контракта);
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с положениями п.8 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть "цена контракта".
Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе установить документации о закупке (конкурсной документации) как один нестоимостный критерий, так и оба нестоимостных критерия, за исключением особенностей оценки заявок на выполнение строительных работ, указанных в п. 11 Правил.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, п. 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В свою очередь в п.3 Правил содержится определение "оценки", под которым понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
На основании вышеприведенных норм законодательства следует, что в целях выявления лучших условий исполнения контракта, конкурсная документация должна содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией, и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Как усматривается из материалов дела, администрация Тюменского муниципального района Тюменской области выступила организатором проведения открытого конкурса N ОК 005-14 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство водопровода от п. Винзили до с. Богандинское, Тюменский муниципальный район", с начальной (максимальной) ценой контракта 8 248 126, 42 рублей.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 28.11.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000114000181.
Согласно раздела 4 информационной карты конкурсной документации перечислены критерии (подкритерии) оценки заявок на участие в конкурсе и определена их значимость. В частности, критериями оценки заявок являются цена контракта значимостью 60 % и качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки значимостью 40 %, включающий подкритерий качество работ:
" 1.1. Участник закупки предоставляет, в соответствии с условиями технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации), проект программы выполнения инженерных изысканий. Проект программы должен содержать разделы, согласно п.4.15. СП 47.13330.2012, отвечать требованиям ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации и обосновывать достоверность и достаточность инженерных изысканий определенных требованиями главы 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Характеризует достаточность и достоверность инженерных изысканий. Представляемый проект программы
должен соответствовать требованиям нормативно-правовой базы Российской Федерации, настоящей конкурсной документации.
1.2. Участник закупки предоставляет характеристику инновационных технологий, внедрением которых предлагается обеспечить эффективность инвестиций в строительство объекта, согласно требований Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Инновационные технологии должны подтверждаться, в том числе патентными исследованиями. Характеризует применение инновационных технологий и эффективность инвестиций в строительство. Инновационные технологии должны соответствовать требованиям нормативно-правовой базы Российской Федерации, настоящей конкурсной документации.
1.3. Участник закупки описывает основные положения методов проектирования, предполагаемые проектные решения, реализацией которых планируется обеспечить безопасность строительства и эксплуатации объекта, сохранность окружающей среды, отвечающих требованиям ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и главы 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".. При этом методы и решения должны быть обоснованы соответствующими ссылками на требования стандартов и сводов правил, а в случаях их отсутствия обоснованы одним или несколькими из следующих способов: результатами исследований; расчетами и (или) испытаниями по сертификационным или апробированным иным способом методикам; моделированием сценариев; оценкой рисков. Характеризует безопасность строительства и эксплуатации проектируемого объекта. Представляемые основные положения, методы проектирования должны соответствовать требованиям нормативно-правовой базы Российской Федерации, настоящей конкурсной документации."
" Проработанная информация по показателям, указанным в п.п. 1.1-1.3, представляет собой технические предложения по проектированию, и предоставляются в свободной форме. Наиболее содержательно проработанным предложением считается такое предложение, в котором наиболее подробно и развернуто описаны проект программы, инновационная технология и методы выполнения работ по объекту закупки; указано преимущество представленной инновационной технологии/методов относительно других технологий и методов, используемых при выполнении работ на объекте; указано преимущество представленной технологии и метода при выполнении работ на объекте, в отношении которого проводится открытый конкурс; указан опыт применения и результат от использования представленных инновационных технологий и методов при выполнении работ, аналогичных объекту закупки, наиболее подробно и обоснованно приведены пути достижения наилучших результатов работ. В таком случае по данному критерию присваивается - 100 баллов.
Если участником закупки представлены предложения не в полном объеме по п.п. 1.1-1.3, либо информация детально не проработана согласно установленному критерию, то по данному критерию присваивается - 50 баллов.
Если участником закупки не представлены соответствующие критерию предложения и информация к заявке, то по данному критерию оценки заявке участника конкурса присваивается - 0 баллов".
В свою очередь, оценка производится в соответствии с установленной заказчиком шкалой оценки:
"Достаточно обоснованно" - 100 баллов;
"Частично обоснованно" - 50 баллов;
"Необоснованно"-- 0 баллов.
В этой связи, Комиссия с учетом вышеприведенных нормативных положений и фактических обстоятельств настоящего дела приходит к выводу, что установленный заказчиком критерий оценки участников конкурса не может свидетельствовать о наличии в его действиях нарушения законодательства о контрактной системе в силу того обстоятельства, что Законом о контрактной системе установлено право заказчика самостоятельно определять как перечень критериев оценки участников конкурса, так и содержание указанных критериев.
В рассматриваемом случае, заказчиком исчерпывающим образом раскрыто содержание названного критерия, а также тех сведений, которые подлежат представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки в рамках установленной шкалы оценки (от 0 до 100 баллов), что в свою очередь позволяет выявить среди поданных заявок наиболее оптимальные условия выполнения работ, предусмотренных контрактом.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Архитектурно-строительная компания" на действия администрации Тюменского муниципального района Тюменской области при проведении открытого конкурса N ОК 005-14 (N 0167300000114000181) на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство водопровода от п. Винзили до с. Богандинское, Тюменский муниципальный район" необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 декабря 2014 г. N 447
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2015