Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 января 2015 г. N 25
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СК "Спец Строй Проект" на действия Тюменской таможни при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0367100012014000052 ) на право заключить государственный контракта на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт гаража таможни" (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 26.01.2015 г. поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 27.01.2015 г. N 54 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N 0367100012014000052 .
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии в связи с признанием его заявки не соответствующей требованиям законодательства и аукционной документации.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению. Согласно представленных в материалы дела возражений (письмо от 29.01.2015 г. исх.N 24-59/00696) аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе.
Так, аукционной комиссией были изучены документы, представленные ООО "СК "Спец Строй Проект" в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, в частности протокол N 1 от 25.07.2013 г. из которого следовало, что учредителями Общества являются гр.Обогрелов Ю.Л. и Черепанов С.Ю. с равными долями уставного капитала по 50%, что составляет 5 000 рублей. Указанные сведения подтверждались также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), направленной заказчику оператором электронной площадки в составе аккредитационных сведений в отношении данного участника аукциона. Однако, в других протоколах Общества, в частности протокол N 2 от 12.05.2014 г. и N 3 от 19.05.2014 г., приложенных к заявке следовало, что у Общества имеется только единственный учредитель в лице гр. Обогрелова Ю.Л., владеющего долей 10 000 рублей, что составляет 100 % уставного капитала.
Указанное обстоятельство было расценено аукционной комиссией как представление в составе второй части заявки недостоверных сведений в отношении участника закупки, что свидетельствует о несоблюдении требований п. 1 ч.5 статьи 66, п.1 ч.6 статьи 69 Закона о контрактной системе
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и Общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Тюменская таможня выступила организатором проведения электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт гаража таможни" с начальной (максимальной) ценой контракта 700 000,00 рублей. Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 23.12.2014 10:39 (MSK+2) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100012014000052 .
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе (12.01.2015 10:00) были поданы заявки от 4 участников закупки, в том числе от заявителя жалобы с защищенным номером заявки 2759906, которая была допущена аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Данный участник принял участие в аукционе и сделал ценовое предложение в размере 651 000,00 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 16.01.2015 г.)
Как следует из решения аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона N 0367100012014000052, оформленного протоколом от 20.01.2015 г. N 6-ПЭ заявка ООО "СК "Спец Строй Проект" была отклонена на основании п.1 ч. 5 ст. 66 и п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона и требований п.п. 1 п. 4 части 1.8. Раздела аукционной документации. В качестве обоснования такого решения, аукционная комиссия указала следующее: в заявке в протоколе N1 указаны два учредителя ООО "СпецСтройПроект", владеющие равными долями в размере 50%, а в Протоколе N2 и Протоколе N3 заявлено, что единственным участником общества является Обогрелов Ю.Л., владеющий долей в размере 100%. В представленной выписке из ЕГРЮЛ поименованы тоже два учредителя.
В свою очередь заявитель полагает, что представленные им в составе заявке сведения и документы, являются достаточными для подтверждений полномочий лица, действующего от имени участника закупки в лице генерального директора ООО "СК "Спец Строй Проект" Обогрелова Ю.Л., сведения об учредителях Общества являются достоверными.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 1 статьи 61, ч.1 статьи 62 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона, а также ведение реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В части 2 данной статьи предусмотрено, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию, в том числе:
копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части (пункт 2);
копии учредительных документов этого участника (для юридического лица) (пункт 3);
копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель) (пункт 4).
копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица (пункт 5).
В реестре участников электронных аукционов, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника должны содержаться сведения, указанные в части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе, в том числе, документы и сведения, перечисленные в части статьи 61 указанного Федерального закона.
Таким образом, для прохождения аккредитации участнику электронного аукциона необходимо представить оператору электронной площадки документы и сведения, указанные в Законе, при этом данное требование распространяется на всех участников, в том числе на общества с ограниченной ответственностью.
Частью 10 статьи 61 Закона о контрактной системе установлено, что в случае внесения изменений в документы и информацию, указанные в части 2 настоящей статьи, замены или прекращения действия указанных документов либо выдачи участником электронного аукциона новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких аукционах этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию, уведомление о прекращении действия указанных в части 2 настоящей статьи документов.
Ответственность за достоверность документов и информации, предоставляемых в соответствии с частями 2 и 10 настоящей статьи, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, предоставляемые в соответствии с частью 2 настоящей статьи, за замену указанных в части 2 настоящей статьи документов несет участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию (часть 11 статьи 61).
В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
На основании п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.
В п. 1 части 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью определено, что генеральный директор общества с ограниченной ответственностью как единоличный исполнительный орган обладает полномочиями без доверенности действовать от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
По смыслу этой нормы никакое другое лицо не имеет права заключать от имени общества сделки при отсутствии соответствующей доверенности, подписанной генеральным директором.
Отсутствие прямого запрета в действующем законодательстве на совершение юридически значимых действий от имени общества иным лицом, а не генеральным директором (единоличным исполнительным органом), не наделяет таким правом лиц, действующим без соответствующей доверенности, в том числе единственных участников общества.
Комиссией были изучены документы и сведения, представленные ООО "СК "Спец Строй Проект" в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, и направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Так, к заявке приложен Устав ООО "СК "Спец Строй Проект" (утвержден Решением учредителя N 1 от 25.07.2013 г.), в соответствии с п.12, 14 которого руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором, действующим от имени Общества без доверенности.
При этом, каких-либо норм, свидетельствующих о наделении генеральным директором полномочиями единственного участника на совершение от имени Общества каких-либо действий на участие в электронных аукционах, в том числе и на подписание документов, в уставе не содержится.
Комиссией также установлено, что в составе заявки ООО "СК "Спец Строй Проект" на участие в электронном аукционе N 0367100012014000052 был приложен протокол N1 от 25 июля 2013 г. из содержания которого следует, что учредителями указанного Общества являются гр.Обогрелов Ю.Л. и Черепанов С.Ю. с равными долями уставного капитала по 50%, что составляет 5 000 рублей. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), также приложенной к заявке.
Кроме того, к заявке также приложены протоколы N 2 от 12.05.2014 г. и N 3 от 19.05.2014 г., подписанные единственным участником ООО "СК "Спец Строй Проект" Обогреловым Ю.Л., владеющим долей в размере 10 000 рублей, что составляет 100 % уставного капитала Общества Согласно обозначенных протоколов, единственный участник Общества одобрил совершение сделок, заключаемых от имени Общества по результатам электронных аукционов с установлением максимально возможной суммы такой сделки в размере 10 000 000 рублей, а также подтвердил, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства.
Согласно ч. 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В свою очередь ч.1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Как следует из части 3 указанной статьи при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании ч. 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
С учетом вышеприведенных норм законодательства, Комиссия считает, что содержащиеся в составе заявки Общества протоколы N 2 от 12.05.2014 г. N 3 от 19.05.2014 г. не могут считаться надлежащими документами, поскольку подписаны ненадлежащим лицом - единственным участником, полномочия которого на подписание соответствующих документов от имени Общества без доверенности никак не подтверждены, что свидетельствует о несоблюдении данным участником закупки требований к порядку подачи заявки, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Соответственно, у аукционной комиссии обоснованно возникли основания для отклонения заявки ООО "СК "Спец Строй Проект" в связи с не подтверждением правомочности лица (единственного участника) на подписание документов на участие в электронном аукционе, однако в протоколе подведения итогов от 20.01.2015 г. N 6-ПЭ указано неверное обоснование принятого решения в отношении указанного участника закупки.
В рассматриваемом случае заявка Общества подлежала отклонению по основанию ее несоответствия требованиям п.5 части 5 статьи 66 и по п.1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в части непредставления документов, предусмотренных п.7 части 2 статьи 62 Закона, а не п. 1 части 5 статьи 66 Закона, как указано в протоколе подведения итогов.
Как установлено частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокол итогов такого аукциона, который должен содержать, в том числе, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, в протоколе подведении итогов аукциона от 20.01.2015 г. N 6-ПЭ в нарушение требований, установленных частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, не содержится надлежащего обоснования принятого аукционной комиссией решения об отклонении заявки ООО "СК "Спец Строй Проект" с указания конкретных положений аукционной документации, которым не соответствует заявка на участие в электронном аукционе участника закупки,
Кроме того, в соответствии с п. 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Аналогичные требования, предъявляемые законодательством к порядку подачи второй части заявки на участие в электронном аукционе, продублированы заказчиком в пп. 6.3. извещения о проведении электронного аукциона, п.4 раздела 1.8.1 документации об аукционе.
В этой связи, сведения об ИНН учредителя участника закупки и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (юридического лица) должны содержаться в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе и отсутствие таких сведений позволяет сделать вывод о несоответствии заявки требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссией в ходе внеплановой проверки при изучении заявки ООО "СК "Спец Строй Проект" на участие в электронном аукционе выявлено отсутствие сведений об ИНН в отношении указанных лиц участника закупки, что свидетельствует о несоблюдении Обществом п. 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и соответствующих положений аукционной документации.
Однако, аукционной комиссией в нарушение п.1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе данному обстоятельству не было дано надлежащей правовой оценки.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии, допущенные аукционной комиссией нарушения п.1 части 6, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в целом не повлияли на результаты электронного аукциона, поскольку в любом случае заявка ООО "СК "Спец Строй Проект" подлежала отклонению, в связи с чем необходимость выдачи соответствующего предписания отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "СК "Спец Строй Проект" на действия Тюменской таможни при проведении электронного аукциона N 0367100012014000052 на право заключить государственный контракта на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт гаража таможни" необоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей п.1 ч. 6, ч. 8 статьи 69 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0367100012014000052.
3. Предписание об устранении допущенного аукционной комиссией нарушения не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 января 2015 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2015