Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 16 марта 2015 г. N 11925/03-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 11925/03-2015, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "КАЙРОС" (далее - ООО "КАЙРОС") на действия единой комиссии (24 заказчика - ОГКОУ "Школа N 11", ОГКОУ СКОШИ N 16 VII вида, ОГКОУ "Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья N 18", ОГКОУ СКОШ N 19 VIII вида, ОГКОУ СКОШ N 23 VIII вида, ОГКОУ "Школа-интернат N 26", ОГКОУШ N 39, ОГКОУ школа - интернат N 87 I вида, Школа - интернат II вида, ОГКОУ "Школа-интернат N 91", ОГКОУ СКОШИ N 2 VI вида, ОГКОУ Барановская специальная школа-интернат "Мечта", ОГКОУ Тагайская школа-интернат "Островок надежды", ОГКОУ Измайловская ШИ, ОГКОУ Крестовогородищенская школа-интернат "Алый парус", ОГКОУ Симбирский кадетский корпус юстиции, ГБОУ ДОД ОДООЦ "Юность", ОГБОУ ОЦДК "Развитие", ОГБОУ "Центр патологии речи", ОГБОУ СПО Ульяновский техникум питания и торговли, ОГБОУ СПО техникум технологии и сервиса в селе Большое Нагаткино, ОГБОУ СПО технологический техникум в р.п. Старая Майна, ОГБОУ СПО "УСК", ОГБОУ СПО "УЭМК" (уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) при проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 на пищевые продукты (начальная (максимальная) цена контракта - Лот N 1: Продукция мясоперерабатывающей промышленности - 4 164 764,60 руб.; Лот N 2: Продукция птицеперерабатывающей промышленности, включая яйца - 1 781 137,54 руб.; Лот N 3: Молочные продукты - 5 488 077,00 руб.; Лот N 4 Рыба и рыбные продукты переработанные и консервированные - 1 526 341,22 руб.; Лот N 5 Пищевые продукты прочие - 1 431 931,05 руб.; Лот N 6: Овощи, фрукты свежие и переработанные - 2 880 540,18 руб., дата рассмотрения и оценки заявок - 26.02.2015) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 1679 от 06.03.2015 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "КАЙРОС", содержащая указание на неправомерные действия единой комиссии, выразившиеся в необоснованном отказе в допуске к участию в конкурсе с ограниченным участием на основании несоответствия заявки дополнительным требованиям, а именно в связи с отсутствием в составе заявки копий инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на транспортные средства.
По мнению заявителя, заявка ООО "КАЙРОС" полностью соответствовала требованиям конкурсной документации.
На заседании Комиссии 16.03.2015 г. представитель ООО "КАЙРОС" доводы, изложенные в жалобе, поддержала, а также представила дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что общество соответствует дополнительным требованиям, установленным в конкурсной документации, а именно владеет и пользуется на праве аренды транспортными средствами, оборудованными для транспортировки продуктов питания, что было подтверждено ООО "КАЙРОС" справкой, представленной в составе конкурсной заявки. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, общество не обязано оформлять инвентарные карточки по унифицированной форме N ОС-6 на арендуемые транспортные средства, так как указанная унифицированная форма, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ не является обязательной к применению.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 13.03.2015 г. не согласилась с доводами жалобы, представила письменные возражения (вх. N 1865 от 13.03.2015 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Учитывая, что закупка размещается уполномоченным органом на основании технических заданий заказчиков, содержащих в том числе, описание объекта закупки, и в соответствии с соглашением о проведении совместных торгов N 1 от 23.01.2015 г., в действиях уполномоченного органа отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель уполномоченного органа указала, что статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, по мнению уполномоченного органа, учитывая, что извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием было опубликовано на официальном сайте 03.02.2015 г., а Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. вступило в законную силу 17.02.2015 г., доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Также представитель уполномоченного органа и члены единой комиссии пояснили, что представленная в составе заявки справка о наличии транспортных средств не может быть признана соответствующей установленным требованиям, поскольку не подтверждает наличие объекта основных средств внутри организации (на балансе).
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ООО "КАЙРОС" необоснованной.
На заседании Комиссии 13.03.2015 г. представители заказчиков не согласились с доводами жалобы и представили письменные возражения (вх. N 1867, 1866, 1864 от 13.03.2015 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Документация конкурса с ограниченным участием была сформирована на основании представленных технико-экономических заданий и соглашения, подписанного заказчиками.
Заказчиками были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, действующей на период до 04.02.2015 г.
В целях обеспечения непрерывного функционирования процесса организации питания в образовательных учреждениях, заказчиками установлены требования о наличии транспортных средств в количестве не менее двух единиц, что должно быть подтверждено копиями инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6.
Вместе с тем, обществом не было представленных документов в составе заявки.
На основании изложенного, представители заказчиков считают, что жалоба ООО "КАЙРОС" является необоснованной.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 16.03.2015 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.02.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 на пищевые продукты (начальная (максимальная) цена контракта - Лот N 1: Продукция мясоперерабатывающей промышленности - 4 164 764,60 руб.; Лот N 2: Продукция птицеперерабатывающей промышленности, включая яйца - 1 781 137,54 руб.; Лот N 3: Молочные продукты - 5 488 077,00 руб.; Лот N 4 Рыба и рыбные продукты переработанные и консервированные - 1 526 341,22 руб.; Лот N 5 Пищевые продукты прочие - 1 431 931,05 руб.; Лот N 6: Овощи, фрукты свежие и переработанные - 2 880 540,18 руб., дата окончания срока подачи заявок - 24.02.2015 14:00).
17.02.2015 г. были размещены разъяснения положений документации о проведении конкурса с ограниченным участием.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием от 25.02.2015 г. для закупки N 0168200002415000257 на участие в указанном конкурсе:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" было подано 2 заявки;
- по лоту N 3 "Молочные продукты" были поданы 3 заявки;
- по лоту N 6 "Овощи, фрукты свежие и переработанные" была подана 1 заявка, конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе.
По лотам NN 2, 4, 5 конкурс с ограниченным участием также признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок не было подано ни одной заявки.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 26.02.2015 г. для закупки N 0168200002415000257:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" все участники закупки признаны соответствующими дополнительным требованиям;
- по лоту N 3 "Молочные продукты" заявки двух участников признаны соответствующими дополнительным требованиям и одна заявка участника закупки (ООО "КАЙРОС") была признана несоответствующей дополнительным требованиям;
- по лоту N 6 "Овощи, фрукты свежие и переработанные" единственная заявка участника закупки признана соответствующей дополнительным требованиям.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 26.02.2015 для закупки N 0168200002415000257:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием подано 2 заявки, из них соответствуют требованиям 1 заявка участника закупки (ООО "СимбирскЭнергоСнаб"), 1 заявка участника закупки (ООО "Деловая Русь") была отклонена от участия в конкурсе по основанию, предусмотренному частям 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
- по лотам NN 3,6 все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе, а также документации о проведении ограниченного конкурса.
По результатам проведения конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 победителями закупки были признаны:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" ООО "СимбирскЭнергоСнаб";
- по лоту N 3 "Молочные продукты" ООО "Торговая Компания "МИЛКа";
- по лоту N 6 "Овощи, фрукты свежие и переработанные" ИП Аламов Д.Н.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "КАЙРОС" необоснованной, при этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе указывает, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28.11.2013 г. N 1089 определен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в том числе, копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.
Аналогичные требования были установлены в разделе 2, а также в пункте 7 раздела 3 конкурсной документации.
Таким образом, установление требования о предоставлении в составе заявки карточек ОС-6 в качестве подтверждения владения транспортными средствами не может являться действиями ограничивающими конкуренцию, так как оно прямо предусмотрено законодательством о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 56 Закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 26.02.2015 г. заявка участника закупки ООО "КАЙРОС" была признана несоответствующей дополнительным требованиям конкурсной документации в связи с тем, что в заявке на участие в конкурсе отсутствуют копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на не менее чем два транспортных средства, оборудованных согласно санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01" для транспортировки продуктов питания.
В ходе анализа заявки ООО "КАЙРОС" Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что обществом в составе заявки была представлена справка о наличии транспортных средств и не были представлены копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на не менее чем два транспортных средства, оборудованных для транспортировки продуктов питания.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Поскольку в составе заявки ООО "КАЙОРОС" отсутствовали документы, предусмотренные конкурсной документации, данный участник не мог быть признан единой комиссией соответствующим требованиям документации.
Доводы ООО "КАЙРОС" о непредставлении в составе заявки документа формы N ОС-6 в связи с тем, что транспортные средства используется обществом на основании договоров аренды и не подлежат обязательному учету в обществе в качестве основных средств, не могут быть приняты во внимание Комиссией Ульяновского УФАС России поскольку Постановление Правительства Российской Федерации "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28.11.2013 г. N 1089 устанавливает конкретное требование о предоставлении карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, которое является императивным.
При этом учитывая разъяснения Минфина России, утвержденных приказом от 13.10.2003 г. N 91н у общества отсутствовали препятствия по постановке на учет арендуемых автомобилей и предоставления документа по форме ОС-6.
Соответственно, в действиях единой комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.
Доводы заявителя жалобы о том, что заказчик, устанавливая требования к участникам закупки, не учел требования Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" не могут быть приняты во внимание Комиссией Ульяновского УФАС России на основании следующего.
17.02.2015 г. Постановление от 28.11.2013 г. N 1089 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, учитывая, что согласно данным официального сайта www.zakupki.gov.ru извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 на поставку пищевых продуктов были опубликованы 03.02.2015 г., а Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99, вступившее в законную силу 17.02.2015 г. (дата публикации на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 09.02.2015 г.), не содержит указание на дату вступления его в силу и на распространение своего действия на отношения, возникшие до вступления его в силу, довод заявителя жалобы о необоснованном установлении в документации о проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 дополнительных требований к участникам закупки, не соответствующих требованиям Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99, не может быть признан состоятельным, поскольку заказчиками была подготовлена и размещена документация в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе на основании законодательства, действующего на момент формирования технического задания и публикации извещения и документации о проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257.
На основании изложенного, жалоба ООО "КАЙРОС" является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КАЙРОС" необоснованной.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 16 марта 2015 г. N 11925/03-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2015