Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 3 марта 2015 г. N 11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 11 893/03-2015, возбужденное по жалобе <_> на действия 24 заказчиков - ОГКОУ "Школа N 11", ОГКОУ СКОШИ N 16 VII вида, ОГКОУ "Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья N 18", ОГКОУ СКОШ N 19 VIII вида, ОГКОУ СКОШ N 23 VIII вида, ОГКОУ "Школа-интернат N 26", ОГКОУШ N 39, ОГКОУ школа - интернат N 87 I вида, Школа - интернат II вида, ОГКОУ "Школа-интернат N 91", ОГКОУ СКОШИ N 2 VI вида, ОГКОУ Барановская специальная школа-интернат "Мечта", ОГКОУ Тагайская школа-интернат "Островок надежды", ОГКОУ Измайловская ШИ, ОГКОУ Крестовогородищенская школа-интернат "Алый парус", ОГКОУ Симбирский кадетский корпус юстиции, ГБОУ ДОД ОДООЦ "Юность", ОГБОУ ОЦДК "Развитие", ОГБОУ "Центр патологии речи", ОГБОУ СПО Ульяновский техникум питания и торговли, ОГБОУ СПО техникум технологии и сервиса в селе Большое Нагаткино, ОГБОУ СПО технологический техникум в р.п. Старая Майна, ОГБОУ СПО "УСК", ОГБОУ СПО "УЭМК" (уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) при проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 на пищевые продукты (начальная (максимальная) цена контракта - Лот N 1: Продукция мясоперерабатывающей промышленности - 4 164 764,60 руб.; Лот N 2: Продукция птицеперерабатывающей промышленности, включая яйца - 1 781 137,54 руб.; Лот N 3: Молочные продукты - 5 488 077,00 руб.; Лот N 4 Рыба и рыбные продукты переработанные и консервированные - 1 526 341,22 руб.; Лот N 5 Пищевые продукты прочие - 1 431 931,05 руб.; Лот N 6: Овощи, фрукты свежие и переработанные - 2 880 540,18 руб., дата окончания срока подачи заявок - 24.02.2015 14:00) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 88/ог от 24.02.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба <_> на действия заказчиков при проведении вышеуказанного конкурса с ограниченным участием.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком незаконно установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в следующем объеме: наличие не менее двух транспортных средств оборудованных согласно санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01" для транспортировки продуктов питания.
А также аукционная документация содержит незаконное требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе копий инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6.
По мнению заявителя жалобы, заказчик, устанавливая указанные требования к участникам закупки, не учел требования Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
На заседание Комиссии 02.03.2015 г. <_> не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке электронной почты 26.02.2015 г. в 15:09).
На заседании Комиссии 02.03.2015 г. представители заказчиков не согласились с доводами, изложенными в жалобе и представили письменные возражения (вх. N 1503, 1504, 1505 от 02.03.2015 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием были размещены на официальном сайте 03.02.2015 г.
Документация конкурса с ограниченным участием была сформирована на основании представленных технико-экономических заданий и соглашения, подписанного заказчиками.
Заказчиками были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, действующей на период до 04.02.2015 г.
Также представители заказчиков указали, что в период с 01.01.2015 г. по 15.03.2015 г. заключены прямые договора на поставку продуктов питания в образовательные организации.
В целях обеспечения непрерывного функционирования процесса организации питания в образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, заключение контрактов по итогам конкурса с ограниченным участием планируется на срок не позднее 16.03.2015 г. Внесение изменений в конкурсную документацию повлекло бы продление сроков процедуры определения поставщика.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 02.03.2015 г. не согласилась с доводами жалобы, представила письменные возражения (вх. N 1506 от 02.03.2015 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Учитывая, что закупка размещается уполномоченным органом на основании технических заданий заказчиков, содержащих в том числе, описание объекта закупки, и в соответствии с соглашением о проведении совместных торгов N 1 от 23.01.2015 г., в действиях уполномоченного органа отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель уполномоченного органа указала, что статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, по мнению уполномоченного органа, учитывая, что извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием было опубликовано на официальном сайте 03.02.2015 г., а Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. вступило в законную силу 17.02.2015 г., доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:45 03.03.2015 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.02.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 на пищевые продукты (начальная (максимальная) цена контракта - Лот N 1: Продукция мясоперерабатывающей промышленности - 4 164 764,60 руб.; Лот N 2: Продукция птицеперерабатывающей промышленности, включая яйца - 1 781 137,54 руб.; Лот N 3: Молочные продукты - 5 488 077,00 руб.; Лот N 4 Рыба и рыбные продукты переработанные и консервированные - 1 526 341,22 руб.; Лот N 5 Пищевые продукты прочие - 1 431 931,05 руб.; Лот N 6: Овощи, фрукты свежие и переработанные - 2 880 540,18 руб., дата окончания срока подачи заявок - 24.02.2015 14:00).
17.02.2015 г. были размещены разъяснения положений документации о проведении конкурса с ограниченным участием.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием от 25.02.2015 г. для закупки N 0168200002415000257 на участие в указанном конкурсе:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" было подано 2 заявки;
- по лоту N 3 "Молочные продукты" были поданы 3 заявки;
- по лоту N 6 "Овощи, фрукты свежие и переработанные" была подана 1 заявка, конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе.
По лотам NN 2, 4, 5 конкурс с ограниченным участием также признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок не было подано ни одной заявки.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 26.02.2015 г. для закупки N 0168200002415000257:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" все участники закупки признаны соответствующими дополнительным требованиям;
- по лоту N 3 "Молочные продукты" заявки двух участников признаны соответствующими дополнительным требованиям и одна заявка участника закупки (ООО "КАЙРОС") была признана несоответствующей дополнительным требованиям;
- по лоту N 6 "Овощи, фрукты свежие и переработанные" единственная заявка участника закупки признана соответствующей дополнительным требованиям.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 26.02.2015 для закупки N 0168200002415000257:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием подано 2 заявки, из них соответствуют требованиям 1 заявка участника закупки (ООО "СимбирскЭнергоСнаб"), 1 заявка участника закупки (ООО "Деловая Русь") была отклонена от участия в конкурсе по основанию, предусмотренному частям 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
- по лотам NN 3,6 все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе, а также документации о проведении ограниченного конкурса.
По результатам проведения конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 победителями закупки были признаны:
- по лоту N 1 "Продукция мясоперерабатывающей промышленности" ООО "СимбирскЭнергоСнаб";
- по лоту N 3 "Молочные продукты" ООО "Торговая Компания "МИЛКа";
- по лоту N 6 "Овощи, фрукты свежие и переработанные" ИП Аламов Д.Н.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу <_> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе указывает, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28.11.2013 г. N 1089 определен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Разделом 2, 3 документации о проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
При этом 17.02.2015 г. Постановление от 28.11.2013 г. N 1089 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, учитывая, что согласно данным официального сайта www.zakupki.gov.ru извещение и документация о проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 на поставку пищевых продуктов были опубликованы 03.02.2015 г., а Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99, вступившее в законную силу 17.02.2015 г. (дата публикации на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 09.02.2015 г.), не содержит указание на дату вступления его в силу и на распространение своего действия на отношения, возникшие до вступления его в силу, довод заявителя жалобы о необоснованном установлении в документации о проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257 дополнительных требований к участникам закупки, не соответствующих требованиям Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99, не может быть признан состоятельным, поскольку заказчиками была подготовлена и размещена документация в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе на основании законодательства, действующего на момент формирования технического задания и публикации извещения и документации о проведении конкурса с ограниченным участием N 0168200002415000257.
На основании изложенного, жалоба <_> является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу <_> необоснованной.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 3 марта 2015 г. N 11
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2015