Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2014 г. N 44-2857/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в отсутствие представителей ГБДОУ детский сад N 3 "Андрейка" Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик) и ООО "БалтПроект" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 30513 от 24.12.2014) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов для организации горячего питания для нужд образовательных учреждений Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2015 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 04.12.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200178314000005. Начальная (максимальная) цена контракта 32 650 194,40 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения конкурсной документации c нарушениями законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст. 49 и ст. 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Анализ проекта контракта конкурсной документации показал, что в п. 7.3 указано, что "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Таким образом, в конкурсной документации предусмотрено одностороннее расторжение контракта любой из сторон по договору.
Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.
2. Заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно требует от участников закупки в своих заявках обязательно представлять в качестве подтверждения качества поставляемого товара сертификаты, протоколы испытаний на продукты.
Согласно ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст. 49 и ст. 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В п. 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: цена контракта и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается показатель "Деловая репутация участника закупки". При этом заказчик в соответствии с п. 11 Правил установил 100-бальную шкалу оценки по нестоимостному критерию оценки заявок.
Вместе с тем в п. 12.1 ч. 12 инструкции участникам конкурсной документации указано, что отсутствие документов в целом или какой-либо части, подтверждающих квалификацию участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Наличие у участника закупки копий протоколов испытаний, подтверждающих качество продуктов питания, проведенных участником закупки в испытательных аккредитованных лабораториях или центрах, в данном случае может подтверждать деловую репутацию, т.к. указанные документы содержат сведения о соблюдении участником закупки требований действующего законодательства в части оборота продуктов питания.
Таким образом, в данном случае заказчик установил критерии оценки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.
3. В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В пп. 1.1.1 п. 1 ч. 4 инструкции участникам конкурсной документации установлено, что "участник закупки обязан иметь разрешение на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке животноводческой продукции, выданное главным государственным ветеринарным инспектором Санкт-Петербурга/ субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", распоряжением Управления ветеринарии Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008 N 165 "О порядке выдачи разрешений главного государственного ветеринарного инспектора Санкт-Петербурга на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке, экспортно-импортным поставкам животноводческой продукции, разведению, выращиванию, содержанию животных" (с изм. на 25.02.2009 г.), подзаконными нормативными актами субъекта РФ, принятыми во исполнение указанного закона и регламентирующими осуществление лицами деятельности по заготовке, хранению, переработке, экспортно-импортным поставкам животноводческой продукции". При этом в п. 8 ч. 8 инструкции участникам конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки на участие в конкурсе копии действующего разрешения на осуществление участником закупки деятельности по заготовке, хранению, переработке, экспортно-импортным поставкам животноводческой продукции, выданного участнику главным государственным ветеринарным инспектором субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядку выдачи разрешений главного государственного ветеринарного инспектора Санкт-Петербурга на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке, экспортно-импортным поставкам животноводческой продукции, разведению, выращиванию, содержанию животных, утвержденный распоряжением Управления ветеринарии Правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008 N 165, животноводческая продукция - продукты и сырье животного происхождения (продукты животного происхождения - мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, рыбопродукты и морепродукты, яйцо пищевое и яйцепродукты, мед и продукты пчеловодства; сырье животного происхождения - шкуры, шерсть, пушнина, пух, перо, эндокринное и кишечное сырье, кровь, кости и другие виды сырья).
Установлено, что в объект закупки включены товары, не относящиеся к животноводческой деятельности (например: мука, горох, соль и т.д.).
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Объектом закупки в данном случае является поставка продуктов питания.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 56 (ч. 6 ст. 31) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении заказчиком незаконного требования к участникам закупки о наличии действующего разрешения на осуществление участником закупки деятельности по заготовке, хранению, переработке, экспортно-импортным поставкам животноводческой продукции, выданного участнику главным государственным ветеринарным инспектором субъекта Российской Федерации.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
4. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановление Правительства N 1089 устанавливает дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием, в том числе: наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Заказчик, руководствуясь положениями Постановления Правительства N 1089 и ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации в п. 2.2 ч. 5 инструкции участникам установил требование о "наличии собственного и (или) арендованного на срок исполнения контрактов оборудования и других материальных ресурсов в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контрактов. Объем необходимого оборудования и других материальных ресурсов: в данном конкурсе необходимым оборудованием и другими материальными ресурсами являются: Складские помещения площадью 2300 м2 и более, Холодильные камеры для раздельного хранения продуктов не менее 10 шт. общим объемом не менее 500 м куб., Изотермический или охлаждаемый автотранспорт - не менее 10 шт.".
Установлено, что в данном случае по результатам проведения совместных торгов заключаются контракты с 13 государственными учреждениями.
Заявитель не представил доказательств того, что объем ресурсов, установленный конкурсной документацией, превышает необходимый объем ресурсов для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным, а жалоба - частично обоснованной.
При установленных обстоятельствах допущенное в действиях заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 49, 50, 56, 95, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БалтПроект" частично обоснованной в части довода об установлении заказчиком незаконного требования к участникам закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 4 ст. 56 (ч. 6 ст. 31) Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2014 г. N 44-2857/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2015