Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 февраля 2015 г. N 2-57-1086/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Члена Комиссии - специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.И. Мариампольской,
при участии представителей:
ГБУЗ города Москвы "Московский научно-практический Центр оториноларингологии им. Л.И.Свержевского" Департамента здравоохранения города Москвы (далее - ГБУЗ "МНПЦО им. Л.И. Свержевского" ДЗМ): Н.В. Павлова, И.А. Носова,
ООО "Медпром": М.А. Рогожиной, Д.Ю. Кулешова,
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" (далее - Заявитель) на ГБУЗ "МНПЦО им. Л.И. Свержевского" ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на закупку слуховых и голосообразующих аппаратов для обеспечения льготных категорий больных жителей города Москвы (Закупка N0373200035314000061) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/5501 от 17.02.2015 документы и сведения.
1. По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в конкурсной документации нарушают положения действующего законодательства, в частности в неправомерном установлении требований к необходимым товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Техническое задание составлено таким образом, что по техническим характеристикам по лотам N1 и N подходит продукция, производимая только компанией ООО "КБ Аудиомаг" (Москва", а по лотам N2 и 4 - ООО "Исток Аудио Трейдинг" (Фрязино).
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что под требуемые характеристики подходят также товары производителей компаний Bernefon, Widex, Phonac, Аурика.
Вместе с тем, Заявитель жалобы предоставил таблицу со сводными характеристиками вышеуказанных производителей, подтверждающую обоснованность доводов жалобы, так, например, по лоту N 3 "Аналоговые заушные слуховые аппарата широкополосные средней мощности с автоматической регулировкой усиления" установленные требования по частотному диапазону - 150-6000 Гц. Под данные требования подходит только товар, производимый ООО "КБ Аудиомаг".
Представителями Заказчика не предоставлены документы и сведения, подтверждающие, что совокупности установленных в конкурсной документации требований соответствуют товары иных производителей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком нарушен порядок разъснения положений конкурсной документации, а именно в части разъяснений в отношении преференции к товарам, происходящим из Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
В соответствии с п.8 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Приказом Минэкономразвития России о 25.03.2014 (ред. от 15.10.2014) N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минэкономразвития России N155) закреплено следующее:
-п.1. Приказ Минэкономразвития России N155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок следующих товаров, происходящих из иностранных государств, в частности для изделий медицинских, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления (код ОКПД 33.10);
-п.2. Товары, происходящие из Республики Беларусь и Республики Казахстан, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 3 - 7 Приказа Минэкономразвития России N155.
-п.3. При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа Минэкономразвития России N155.
В силу ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Также, в соответствии с ч.8 ст.50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии Управления представители Заявителя пояснили, что подали Заказчику 2 запроса на разъяснение конкурсной документации, в которых указали отсутствие вышеуказанных положений о преференциях. 02.02.2015 Заказчиком был дан ответ что преференции установливаются в сооотвествии с Приказом Минэкономразвития России N155.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации не установлены преференции согласно Приказу Минэкономразвития России N155.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в разъяснениях положений конкурсной документации Заказчиком изменена суть конкурсной документации, что является нарушением ч.8 ст.50 Закона о контрактной системе
3. Кроме того, в жалобе Заявителя содержится указание на неэффективное и нецелевое расходование бюджетных средств.
Согласно п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Рассмотрение жалоб участников закупки в части неэффективного расходования бюджетных средств не относятся к компетенции Московского УФАС России.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медпром" на ГБУЗ "МНПЦО им. Л.И. Свержевского" ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований к поставляемым товарам, а также в части нарушения порядка разъяснений положений конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.8 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать дать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Член Комиссии А.И. Мариампольская
Исп. Е.А. Дейнега 8-495-784-75-05, доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 февраля 2015 г. N 2-57-1086/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2015