Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 февраля 2015 г. N 2-57-734/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
специалиста 1-го разряда отдела проверок государственных закупок Мартиросяна Г.С.,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 24 Департамента здравоохранения города Москвы": Зиятдиновой Е.М., Смекалина В.П., а также представителя ООО "Рельеф": Поликарповой Н.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 24 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, инженерных сооружений и сетей в филиале 2 ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" (Закупка N0373200026115000010) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок в части ограничения количества участников закупки, а именно:
в аукционной документации не установлены объёмы используемых при оказании услуг товаров;
в аукционной документации отсутствует указания гарантийного срока на выполняемые работы;
Заказчиком установлены неправомерные требования о представлении в составе первой части заявки на участие в аукционе указания на модель и производителя товара;
в аукционной документации установлены излишние, завышенные характеристики товаров, а также использованы нестандартные показатели при описании объекта закупки
1) Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в п.5.4-5.8 Технического задания и Приложения 1 и 2 к Техническому заданию отсутствуют сведения о количестве оборудования, в отношении которого выполняются работы и осуществляется техническое обслуживание.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления Заказчик пояснил, что определить объем подлежащих оказанию услуг не представляется возможным.
Вместе с тем, установлено, что Заказчиком в Техническом задании предусмотрены такие работы, как ремонт замков, запорных устройств и их замена, ремонт и замена оконных и дверных скобяных приборов, в том числе смена замков и личинок замков, ремонт и восстановление ограждения, мелкий ремонт вентиляторов, моторов и насосных установок, а также в Приложении 1 и 2 к Техническому заданию установлены требования к товарам, в частности, унитаз, умывальник, при этом в нарушение п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, не указаны сведения о цене запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цене единицы работы или услуги.
2) На основании довода Заявителя жалобы, в аукционной документации отсутствуют указания гарантийного срока на выполняемые работы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, инженерных сооружений и сетей в филиале 2 ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ", а также согласно п. 6.2 проекта контракта, гарантийный срок на выполняемые по настоящему контракту услуги установлены в Техническом задании. Вместе с тем, Техническое задание не содержит указания гарантийного срока на выполняемые работы.
Таким образом сведения аукционной документации в части гарантийных сроков установлены таким образом, что не позволяет определить условия оказания услуг.
Комиссией Управления, в ходе изучения представленных сведений приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика, в нарушение ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе, не содержит требований к гарантийному сроку на выполняемые работы.
3) В соответствии с пп."б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Между тем, в п.8 Технического задания установлены следующие требования к составу первой части заявки: "В состав заявки участник в обязательном порядке прикладывает заполненную со своей стороны Приложение N 4 к техническому заданию, с указанием товарного знака, модели, производителя, страну происхождения и конкретных качественных и технических характеристик на каждую позицию товара. Отсутствие заполненного приложения N 4 к Техническому заданию (Форма-2) в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, а равно ее не заполнение, отсутствие конкретных показателей и характеристик товара, отсутствие указания на товарный знак (при наличии), модель, производителя, страну происхождения (т.е. сведений позволяющих однозначно определить используемый при оказании услуг товар) будет служить основанием для отклонения участника аукциона".
Комиссией Управления, в ходе изучения представленных сведений приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика, в нарушение ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, установлены неправомерные требования о представлении в составе первой части заявки на участие в аукционе указания на модель и производителя товара.
4) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N4 установлены такие требования к товарам используемым при выполнении работа, а именно:
- п. 92 "Выключатель установочный двухклавишный квадратный однополюсной для скрытой установки": "Цвет: открытой установки";
- п. 90 "Выключатель установочный двухклавишный прямоугольный однополюсной для открытой установки": "Цвет: открытой установки";
- п. 95 "Олифа оксоль": "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0 0,5) °С: Нижний предел от 18с. Верхний предел до 25с", "Марка олифы должна быть: В/ПВ";
- п. 55 "Шнур асбестовый для теплоизоляции и уплотнения соединений в различных тепловых агрегатах и теплопроводящих системах при максимальной температуре 400 °С": "Диаметр шнура: 0,7-1 мм", "Линейная плотность: Нижний предел от 0,6 ктекс. Верхний предел до 1,4 ктекс";
- п. 87 "Розетка штепсельная с защитными шторками с заземляющим контактом, открытой установки": "Вид монтажа: скрытой установки";
- п. 43 "Грунтовка": "Массовая доля нелетущих веществ: Нижний предел менее 55%. Верхний предел до 60%", "Эластичность пленки при изгибе: до 1 мм";
- п. 33 "Битум нефтяной кровельный": "Допустимая область применения: для пропитки или для пропитки и получения покрывного битума", "Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм: Нижний предел от 160. Верхний предел до 220".
Одновременно с тем, установлены требования о соответствии используемых при выполнении работ товаров ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия", ГОСТ 1779-83 "Шнуры асбестовые. Технические условия", ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные. Технические условия".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Приложении N 4 к техническому заданию в инструкции по заполнению заявки содержится следующее указание: "При указании сведений о конкретных показателей используемого для выполнения работ, оказания услуг товара, участник обязан указать: конкретные значения показателей, превышающие значения, установленные настоящей документацией, для которых установлены минимальные значения (использованы слова "более"; "от", "выше", "лучше", "больше", "позже"), конкретные значения показателей, меньшие значений, установленных настоящей документацией, для которых установлены максимальные значения (использованы слова "менее"; "до"; "ниже", "хуже", "меньше", "ранее")".
На заседании Комиссии Управления установлено, что требования к товарам по п. 92, п. 87 противоречат описанию товаров, используемых при оказании услуг.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заказчик согласился с наличием технической ошибки при установлении данных требований.
Вместе с тем, Комиссия Управления установила, что требование к товару п. 43, в частности, "Массовая доля нелетучих веществ: Нижний предел менее 55%. Верхний предел до 60%" c учетом требований инструкции установлено в нарушение Таблицы 1 ГОСТ 25129-82, согласно которой массовая доля нелетучих веществ: 54-60%.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, установлены противоречащие требования к товарам п. 92, п. 87, п. 43, используемым при оказании услуг, которые в свою очередь влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы, в части установления Заказчиком неправомерных требований к товарам п. 90, п. 95, п. 55, п. 33 и п. 43 в части параметра "Эластичность пленки при изгибе".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 24 Департамента здравоохранения города Москвы", обоснованной в части отсутствия в аукционной документации сведений о цене запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цене единицы работы или услуги, а также сведений о гарантийном сроке, и в части установления неправомерных требований в п. 8 Технического задания, в пп. 92, 87, 43 Приложения N 4 к Техническому заданию аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33,ч. 2 ст. 33, ч. 4 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Г.С. Мартиросян
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 февраля 2015 г. N 2-57-734/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2015